«Наш русский х… непобедим» :: Ноябрь :: 2010 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2010 / Ноябрь Поиск:
23 Ноября 2010

«Наш русский х… непобедим»

Задержаны активисты арт-группы Война — творческого объединения, гремевшего радикальными акциями. Накануне ареста они рассказали F5 об оборотнях в погонах, гламурном арт-кривлянии и свободном и счастливом мире.

29 февраля 2008 года в Государственный биологический музей в Москве вошли несколько пар. В зале, посвященном обмену веществ и энергий организмов, они торопливо разделись и устроили оргию прямо на паркетном полу. Еще два посетителя растянули у стены флаг "Еб...сь за наследника медвежонка!", а третий достал фотоаппарат. Снимки, довольно шокирующие (одна из участниц была сильно беременная, да и музей все-таки!), были выложены в ЖЖ Алексея Плуцера-Сарно, московского филолога, журналиста и составителя многотомного словаря русского мата. Он объяснил, что в музей попал случайно, по совету шапочного знакомого. На совокупление в общественном месте "смотрел со смесью любопытства и сострадания". Переживал: "Кто же все-таки автор этого более чем странного мероприятия? В интернете о нем я не вижу ни слова". Пост набрал 25 страниц комментариев. Это была первая резонансная выходка арт-группы Война.

Впоследствии Война повторяла схему. Каждые два-три месяца устраивала концептуальные антирежимные дебоши, освещала их в ЖЖ Плуцера — оттуда ссылки распространялись по блогам и СМИ. Членов группы называли отмороженными, зато крутыми художниками. Их вакханалии авансом вписывали в историю российского искусства. Война спроецировала на здание Белого дома череп с костями (40-метрового Веселого Роджера нарисовали лазером), демонстративно ограбила супермаркет (мужчина в рясе православного священника, надетой поверх милицейской формы, вынес пять пакетов продуктов — его никто не остановил), спела в Таганском суде "Все менты ублюдки!" и погрузила куриный окорок в бездну, о которой тут лучше не писать.

Активисты, похоже, не боялись последствий. С одной стороны, пользовались кличками и жили по секретным адресам. С другой — лиц не прятали и весело раздавали интервью; вычислить их было нетрудно (например, после оргии в музее кого-то из ее участников выгнали из вуза). Плуцер тоже совершил каминаут. Именно он оказался идеологом и рупором Войны, хотя лично закон ни разу не нарушал.

Летом 2010-го Война завладела вниманием даже тех, кто безнадежно далек от арт-хроники. На петербуржском Литейном мосту она начертила 65-метровый фаллос (при разведении моста монструозный орган поднялся прямо перед зданием ФСБ) и перевернула несколько машин ДПС (ремонт служебного автотранспорта был оценен в 98 090 руб.).

Опасаясь репрессий, Война ушла в подполье. Интервью F5 согласилась дать только по электронной почте. Часть вопросов проигнорировала. Через два дня после нашей беседы, 15 ноября, сотрудники центра по борьбе с экстремизмом (центр "Э") задержали в Москве Олега Воротникова и Леонида Николаева — активистов Войны, более известных под кличками Вор и Леня Ёбнутый (прозвище соответствует психиатрическому диагнозу). Оба находятся в СИЗО "Кресты" и обвиняются в хулиганстве (ст. 213, ч. 1). Обвинение может быть квалифицировано по ч. 2 — в этом случае Вору и Лене грозит лишение свободы на срок до пяти лет. Возможно, для них это интервью — последнее на долгое время.

— По e-mail мы интервьюировали только Mr. Freeman и создателя KermlinRussia, но они и выступают анонимно. А про вас давно все известно: фото, фамилии... Теперь-то чего бояться?

Алексей Плуцер-Сарно: Разговор о страхах уведет нас к детским воспоминаниями. Но во всяком случае я не боюсь темноты, наоборот, предпочитаю гулять в темное время по глухим местам. Прохожие обычно от меня в ужасе шарахаются. Побаиваюсь ли я оборотней в погонах? Да не очень. Полагаю, что я им не очень интересен, поперек дороги у них не стою, не отсвечиваю, в чужие бизнесы не лезу, так лишь, скромно, как художник высказываю свое мнение, не более того. Ну попросил вот их реформировать свою любимую контору. Так ведь и отец всех народов, любимый наш вождь Владимир, тоже об этом же их просит, на что тут обижаться? Лучше сидеть в темноте, обхватив голову руками, и плакать. Очень им это рекомендую — оборотням и упырям.

— "Википедия" пишет, что в Войну входят не менее 60 человек. Кто они, как попадают в группу, какое участие принимают и как уходят из Войны (если, конечно, уходят)?

Плуцер: Война — это Вор, Козленок, Леня Ёбнутый и я. Теперь еще Белинский к нам примкнул. Вор — это отец-основатель и, так сказать, мозг группы, Козленок — главный координатор всех действий и идеолог нашей безопасности, Леня Ёбнутый – наш президент и супергерой, я — главный художник и автор всего медиа-арт-е...зма. Ну, а Виссарион Белинский не нуждается в представлении.

Так вот, вокруг этой группы слегка е...тых, как вы наверное догадались, на голову есть масса думающей и честной молодежи, которая примыкает к акциям, зреющим в головах главных героев. Они приходят и уходят, они движущая сила.

Козленок: Всего за последние три года уже несколько сотен человек поучаствовало в тех или иных акциях.

— Почему под прицелом медиа оказались всего несколько активистов?

Вор: Под прицелом медиа те, кого медиа берут на прицел. Вот, например, медиа решили взять на прицел провокатора Петра Верзилова и его жену Надю, которые уже год как изгнаны из группы за предательство, мошенничество и сдачу активистов в милицию.

Козленок: И весь этот год он продолжает вертеться перед камерами и нагло изображать из себя лидера Войны, хотя он был рядовым исполнителем, а теперь не знает что делать, кроме плагиата, потому что идею использования тараканов (выпущенных в Таганском суде в момент оглашения приговора по делу о выставке "Запретное искусство — 2006". — F5) он просто украл у Вора. А все остальное, что он сейчас вытворяет, — это кошмар для всех нас.

Леня Ёбнутый: Выкладывает в Рунет фоты с открытыми лицами участников химкинских событий, которых после этого накрывает милиция.

Вор: Вертится на сцене перед камерами и очень устраивает СМИ. Завел фальшивый Twitter для группы Война, фальшивую группу в "В контакте". Выкрал весь архив группы, он знал, где что лежит. Все баннеры со всех акций. А в интервью "Рен-ТВ" мошенник и плагиатор рассказывал, что это он автор всех акций 2010 года, хотя был с позором изгнан из группы еще в 2009-м.

Плуцер: И "Рен-ТВ" с удовольствием показывает провокатора, который рассказывает на всю страну, что он автор Литейного х... Войны, хотя его в Питере вообще не было, к акции этой он, конечно же, не имел ни малейшего отношения. СМИ нужны инфоповоды, корреспонденты хотят просто кушать. И им все равно, кого показывать и с кем говорить.

— Как вы готовите акции? Летом отказывались от встречи под тем предлогом, что участники разъехались по разным городам... Значит, все движения — в интернете?

Леня Ёбнутый: Мы не собрались просто потому, что весь последний год работаем в Питере. Надоела суетливая Москва.

Козленок: А в смысле быта мы всегда живем за городом, на дачах у друзей, там мало удобств, но зато просторно, могут перед акцией собраться десятки активистов.

Плуцер: На бытовом уровне я существую отдельно, я индивидуалист-одиночка, страдаю аутизмом, живу один, ни с кем не общаюсь. Физически в акциях участвую только как художник, а также как арт-журналист, документирую, из сырого материала делаю конечный медиа-арт-продукт группы. То есть в группе занимаюсь только художественной частью, медиаартом, живописую, так сказать, работаю головой. Вор же взял на себя самую трудную часть работы, он как раз общается со всеми активистами.

— Как проходит селекция идей? Чем еб...тее, тем лучше? Или, может, есть маркетолог, который оценивает резонанс и вирусность каждой акции?

Плуцер: Маркетологов, конечно, никаких нет. Искусство не делается по принципу "чем еб...тее". Оно делается интуитивно, спонтанно, иррационально.

— Бывают ли афтерпати? Вы занимаетесь эгосерфингом или, может быть, садитесь в кабак: "Вот, неплохо мы вчера жахнули"?

Плуцер: Все по-разному. Леня Ёбнутый вообще не пьет, не курит и ничего не употребляет. Он такой романтический герой, честный и преданный Родине.

Вор: А Плуцер — да, он любит посидеть, выпить, закусить чем Бог послал, русская душа.

— Алексей, вы давно увлечены провокациями, и вы их цените как факт, как жанр, и не так важно, против кого или чего они направлены. Словарь русского мата — разве не арт-троллинг?

Плуцер: Провокации как таковые я не люблю. Но когда я пишу или художествую, я совершенно не оглядываюсь на то, что можно, а что запрещено. В мире русской лексикографии сделана куча прекрасных словарей литературного языка, а ни одного словаря русской матерной фразеологии не было. А я вырос на Рабочем Поселке, служил на Северном флоте, материалом владею хорошо, материал уникальный. И я решил потратить 20 лет жизни на создание такого многотомного словаря. Цель — не провокация. Цель — сделать хороший словарь.

— Для вас лично Война — это социальный протест (такой ее видят СМИ) или серия ярких перфомансов?

Леня Ёбнутый: Мы не примыкаем ни к какой оппозиции.

Козленок: Сегодняшняя оппозиция — это позор России. Раньше были петрашевцы, были декабристы, было много честнейших людей с чистыми помыслами. А сейчас? Эх!

— Чем Война отличается от так называемого современного искусства — ну того же Кулика, который еще в 90-х бегал голый на поводке и кусал людей за ляжки?

Плуцер: Все художники занимаются гламурным арт-кривлянием за деньги. Все современное искусство — это продажный гной и фальшивая блевотина! А группа Война делает искусство для народа. Бесплатно, честно. Война возрождает традиции героического монументального искусства, которым будет гордиться Россия. Посмотрите наш Литейный 65-метровый х.... Это же новая национальная идея в искусстве! Наш русский х... непобедим! Это же х... в 4000 тонн, который угрожает всей Вселенной.

— В чужие бизнесы не лезете, так лишь, скромно, как художник высказываете свое мнение... Журналист Олег Кашин тоже не лез — результат мы знаем (множественные переломы). Вы бравируете?

Плуцер: Мы не можем сейчас говорить о Кашине, потому что у нас есть критические замечания в его адрес, а это сейчас неприемлемо по этическим соображениям. Мы можем лишь пожелать ему выздоровления.

Леня Ёбнутый: Скажем мягко. Между нами и Кашиным, между нами и всеми российскими журналистами нет вообще ничего общего.

Плуцер: Кашин писал о маленьких людях, а мы рисуем исторический портрет Великой России.

— А как на этот портрет смотрят те, кого вы так лихо рисуете: медвежата, люди в погонах и те парни, которым показан многометровый орган? Вас ищут, звонят, угрожают, ловят в подъездах?

Вор: Ну, центр "Э" тут у нас, в Питере, сильно суетится вокруг нас. Но он плешив и приглуповат, у него мозгов не хватит нас найти (состоявшееся задержание активистов Войны осуществили именно сотрудники центра "Э". — F5). Он даже в Комарово не догадается заглянуть, когда до его тупых оборотней дойдет, то мы уже переедем на соседнюю дачу.

Козленок: Чтобы нас уничтожить, им сначала бы неплохо понять, кто мы такие и чем занимаемся. Они ищут студентов-ботаников, а имеют дело с реальной арт-бандой умных художников!

— Вам важно, чтобы акции были понятными, а метафоры считывались?

Плуцер: Произведение искусство не стремится быть понятным. Это не самоцель для художника. Иногда получается понятно, как с Литейным х...м. А для того чтобы понять акцию "Пошто пи...ли куру?" нужно сначала почитать Хармса и Кафку.

— Я ваш месседж понимаю так: вы отказываетесь играть с обществом по его правилам, отказываетесь участвовать в сложившемся общественном договоре. ОК, а какие правила вы предлагаете взамен? Что это будет за мир, в котором вы победите?

Леня Ёбнутый: Это не мир будущего, это мир настоящего. Мы уже живем в нашем свободном и счастливом мире. Освобождение из гестапо реальности происходит здесь и сейчас, а не когда-то потом.

— Вы часто повторяете, что главное – чтобы было весело. И как вам — весело?

Плуцер: Да, спасибо. Обхохочешься.

— Большинство героев стрит-арта в конце концов свою славу монетизировали. Тот же Бэнкси — про него уже фильм сняли. У вас такого соблазна не было?

Плуцер: Бэнкси — чудесный художник. Но в его творчестве нет настоящего боевого протеста. Он очень комильфо, очень умеренный, вполне буржуазно-гламурный. Его граффити можно покрыть лаком и продать. А наш Литейный х... — невозможно.

Леня Ёбнутый: Все городские службы Питера по приказу самого высокого начальства бросились смывать наш Литейный х... буквально в ту же секунду.

Плуцер: А потом еще забанили мой пост в ЖЖ, когда там был миллион зрителей и 3000 комментариев. Смыли, так сказать, даже из интернета.

Вор: Да только рисовала группа х... на мосту за секунды до того, как разводной мост встал, а стоящий х... сразу не уронишь. Также как интернет непобедим в своей свободе. И пришлось мост сводить на час раньше положенного времени, а Рунет зачищать от восторженных зрителей нашего х...

Плуцер: Наши граффити не покроешь лаком.

Алексей Плуцер-Сарно, 48 лет, художественный руководитель, идеолог, автор текстов и концепций арт-группы Война, лексикограф, фольклорист, автор словарей русской жаргонной лексики и фразеологии. В 1992 году окончил историко-литературное отделение философского факультета Тартусcкого университета. Опубликовал более 100 статей в журналах "На посту", "Логос", "Новое литературное обозрение", "Новый мир", "Русский журнал" и др. Автор многих книг, последняя из которых — Notes from Russia — вышла в Лондоне в 2007 году. В 2000 году начал публикацию базы данных по русской обсценной лексике и фразеологии в виде многотомных "Материалов к словарю русского мата". В 1996–2003 годах писал сценарии для телекомпаний НТВ, ТВЦ, АТВ и др., вел свою программу на "Радио «Свобода»", был ведущим научно-познавательного ток-шоу "Черный квадрат" на канале "Культура". В 2003–2008 годах возглавлял ряд СМИ.

Олег Воротников (Вор), Наталья Сокол (Козленок), Леонид Николаев (Леня Ёбнутый) — активисты арт-группы Война.

Кирилл Алехин, "Газета F5" - 22/11/2010




Архив публикаций    
Читайте также:

13/01/2011 Арест активистов арт-группы «Война»   -   Главное /

Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Радищев А.Н.

Приговорен к смертной казни

8 августа он был присужден к смертной казни, к-рая указом 4 октября была ему заменена десятилетней ссылкой в Илимск (Сибирь). Из ссылки Р. был возвращен в 1797 Павлом I, но восстановлен в правах он был лишь Александром I









Ссылки