Главная / Публикации / 2009 / Апрель
Поиск: 24 Апреля 2009
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободыГруппой депутатов, представляющих три фракции - "Единую Россию", КПРФ, "Справедливую Россию" 8 декабря 2008 г. в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". По законопроекту административный надзор налагается на две категории бывших заключенных:
1. Отрицательно характеризующихся освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые осуждались к лишению свободы два и более раз.
2. Бывших осужденные тех же категорий, которые после освобождения регулярно совершающих антиобщественные действия, а также те которые систематически употребляют наркотики и алкоголь.
Для бывшего осужденного надзор означает наложение следующих ограничений прав и свобод: запрет посещения определенных мест запрет покидать свое жилище в определенное время суток запрет выезда из своего населенного пункта обязанность до четырех раз в месяц являться в милицию
Будет ли эта мера действенной и эффективной рассуждает юрист Пермского регионального правозащитного центра Мария Сергеевна Гащенко.
На протяжении нескольких лет я наблюдаю людей, освободившихся из мест лишения свободы. Переступив за порог исправительного учреждения человек сталкивается с целым набором требующих неотложного решения вопросов: где спать, что есть, где жить, как добраться до этого места, чем заняться, чтобы не голодать, как восстановить документы, получить полис и т.п. Невозможность быстрого решения этих вопросов усиливает опасность человека, готового совершить преступление, потому что тюрьма для него - способ спасения жизни. Риторика государственных мужей чаще всего связана с констатацией, исходящей от бывших ЗК опасности совершения рецидива. Однако, нельзя не признать того, что государство до сих пор ничего не сделало для помощи им: нет закона об адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нет служб, которые бы занимались социально-правовым сопровождением этих людей, нет и специальных мер сопровождения. Многие государства мира считают необходимым иметь такие законы, программы и службы. Российские же законодатели, как явствует законопроект от 08.12.2008 г., напротив, заинтересованы в создании дополнительных препятствий в социализации этих людей.
Должны признать, что из мест лишения свободы подчас выходят люди, не изменившие своих наклонностей и криминальных предпочтений. К сожалению, исправительные учреждения очень незначительно способствуют изменению внутренних ценностей гражданина. Признание этого обстоятельства в рационально организованном обществе должно вести к изменениям уголовно-исполнительной системы. В наших же условиях за все, в том числе за несовершенство государственной системы органов и отсутствие постпенитенциарной реабилитации, должен нести бывший осужденный, так по освобождении и не обретший полновесного гражданского статуса, но попавший под подозрение и заслуживший административный надзор. По нашим наблюдениям, человек, отстаивающий свои права, не позволяющий по отношению к себе и другим жестокого и унижающего достоинство обращения, тоже будет зачислен в жалобщики, симулянты, отрицательно характеризующиеся осужденные. При этом суд будет исходить из утверждений нарушения осужденным порядка отбывания наказания, а не из наличия у осужденного профессии, желания трудиться, документов, жилья, социального окружения, то есть факторов важных для усвоения гражданских норм. Если следовать в данной ситуации законопроекту, то вместо социальной помощи, освобождающийся человек обременяется дополнительными обязанностями.
Среди перечисленных в законопроекте ограничений, большинство препятствует трудоустройству и самообеспечению, поскольку люди, имеющие судимость, каким образованием и профессией они бы ни владели, чаще всего имеют возможность трудоустроиться только в сфере, не требующей квалификации. Как показывает практика, чаще всего, они работают сторожами, разнорабочими, водителями, охранниками, механиками, автослесарями. Например, профессия сторожа предусматривает возможность покидать место жительства в ночное время суток, профессия водителя предусматривает возможность выезда за пределы населенного пункта, а вахтовые работы исключают возможность четырехкратной явки в милицию ежемесячно. Но самым главным, не умещающимся в современное представление о свободном обществе, обстоятельством является то, что в силу чьего-то внутреннего убеждения, люди, полностью отбывшие, установленный судом срок наказания, могут в продолжение 8 лет быть ограничены в свободе, в частной жизни, к ним в дом без спроса смогут с любой частотой и в любое время суток заходить чужие люди в погонах. Таким образом, вместо помощи в социальной адаптации, государство фактически устанавливает человеку, отбывшему наказание, "тюремные правила" на свободе. Ведь ограничения, установленные в законопроекте сходны с требованиями правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: подъем-отбой, отметка, проверка наличия осужденных, обязанность выполнения требований администрации. На мой взгляд, для человека, побывавшего в тюрьме, такой административный надзор - лишь изменение географии, а, по сути - продолжение отбывания наказания, другими словами - та же несвобода.
Естественно, даже у самого обязательного гражданина не всегда может получиться соблюдение требований административного надзора: смена места жительства, работы, необходимость сбора документов или лечение предполагают возможность свободного перемещения. При современном развитии социальных отношений, необходимо постоянное движение и приложение усилий для того, чтобы обеспечить собственное благополучие. Административный надзор лишает людей этой возможности. Более того, в качестве наказания за нарушение административных ограничений предусматриваются такие, как - штраф или административный арест. Оба эти наказания изначально запрограммированы нанести урон нестабильному материальному благосостоянию освободившегося, а в случае ареста и вообще лишить заработка. Что касается уголовного наказания за нарушение административных ограничений, то это не только не соответствует ни характеру, ни степени общественной опасности нарушения, но и превозносит регистрационный уведомительный режим государства выше права человека на свободу и личную неприкосновенность.
На мой взгляд, в этом случае освобождением из исправительного учреждения не заканчивается наказание, оно продолжается и в дальнейшем в виде административных ограничений, и во вновь назначенном наказании. К тому же сама формулировка " самовольное оставление без уважительных причин места жительства с целью уклонения от административного надзора" наводит на вопрос, а кем будет определяться уважительность причин и цель уклонения от надзора... Данная предполагаемая статья 321_1 УК РФ будет содержать еще одно основание для объективного вменения ответственности - "без вины виноватый".
Неодобрение вызывает и сама процедура назначения административных ограничений судом в рамках гражданского судопроизводства. По своей правовой природе, гражданский процесс предназначен для равных субъектов, основан на принципах диспозитивности, равноправия сторон, свободы договора. Административный же надзор представляет собой "чистой воды" административные отношения: отношения властного субъекта - государства и подчиненного - человека, основанные на принципе императивности, неравенства и подчинения. Более того, санкции за нарушение административных ограничений носят административный и уголовный характер. Что явно не соответствует избранной "гражданско-процессуальной процедуре".
Подводя итог, еще раз повторю, что административный надзор не может быть панацеей от роста рецидивной преступности и мерой превенции, он не только не помогает социализации вышедшего на свободу человека, но и препятствует ей. С моей точки зрения, более эффективной для предотвращения совершения освободившимися людьми новых преступлений является их социальная адаптация, паспортизация, трудоустройство, социальная помощь им, поскольку именно поддержка в сложной жизненной ситуации дает людям стимул быть достойными человеческого отношения и помощи.
Архив публикаций Читайте также: 14/04/2009 Россия все больше похожа на большую зону АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА:Сбор гуманитарной помощи осуществляет движение Интербригады (от Лимонова). Введите сумму пожертвования и номер телефона: Комментарии: 27|09|12 01:29руслан Добавить комментарий:
р Ответить |
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Печуро Сусанна
25 лет ИТЛ Многочисленные пересылки, этапы, смена 11 тюрем и 7 лагерей. В разработках МГБ ей предназначалась роль связной «сионистского центра». Погружение в море человеческого горя, унижения и безысходности. Знакомство с реальной историей страны.
Дела:
Ольга Шалина
Политзаключенная за самооборону у Таганского суда Пять лет Ольга Шалина находилась в розыске, затем весной 2011 добровольно явилась к следователю и была осуждена за cамооборону у Таганского суда условно на 3 года. Стараниями оперов Центра «Э» условной срок Шалиной заменили на реальный
Судьбы:
Светлана Бахмина Что такое женская колония № 14 96 тыс. 28 подписей было собрано под обращением к президенту России с просьбой о помиловании юриста ЮКОСа Светланы Бахминой. На свободу она вышла 27 апреля 2009 года по УДО, отсидев 4,5 года в тюрьмах и мордовских лагерях и родив в неволе дочь. Акция по освобождению Бахминой - одна из самых успешных акций гражданского общества 2000-х. Иначе юрист ЮКОСа вышла бы на свободу только в этом июне, 6 июня 2011 года истек ее срок - 6,5 лет. В России, как известно, от тюрьмы и сумы зарекаться нельзя
Рослаг:
ФКУ ИК-7 ПФРСИ поселок Пакино Ковровского района Владимирской области
Мой муж постоянно находится под прессингом сотрудников администрации ФКУ ИК-7, эти жуткие вещи повторяются снова и снова с 27.12.11 г. И в виде ноты протеста мой муж пошёл на радикальные меры и после очередных издевательств заведя его в камеру, из которой его вывели, он вскрыл себе живот, шею и руки 19.05.12. и 25.05.12.г, побои фиксировать отказались, сотрудники администрации запретили мед. Персоналу с ним общаться и оказывать какую-либо помощь.
|
|