Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы :: Апрель :: 2009 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2009 / Апрель Поиск:
24 Апреля 2009

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Группой депутатов, представляющих три фракции - "Единую Россию", КПРФ, "Справедливую Россию" 8 декабря 2008 г. в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

По законопроекту административный надзор налагается на две категории бывших заключенных:

1. Отрицательно характеризующихся освобождаемых лиц из числа осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, которые осуждались к лишению свободы два и более раз.

2. Бывших осужденные тех же категорий, которые после освобождения регулярно совершающих антиобщественные действия, а также те которые систематически употребляют наркотики и алкоголь.

Для бывшего осужденного надзор означает наложение следующих ограничений прав и свобод:

запрет посещения определенных мест

запрет покидать свое жилище в определенное время суток

запрет выезда из своего населенного пункта

обязанность до четырех раз в месяц являться в милицию

Будет ли эта мера действенной и эффективной рассуждает юрист Пермского регионального правозащитного центра Мария Сергеевна Гащенко.

На протяжении нескольких лет я наблюдаю людей, освободившихся из мест лишения свободы. Переступив за порог исправительного учреждения человек сталкивается с целым набором требующих неотложного решения вопросов: где спать, что есть, где жить, как добраться до этого места, чем заняться, чтобы не голодать, как восстановить документы, получить полис и т.п. Невозможность быстрого решения этих вопросов усиливает опасность человека, готового совершить преступление, потому что тюрьма для него - способ спасения жизни. Риторика государственных мужей чаще всего связана с констатацией, исходящей от бывших ЗК опасности совершения рецидива. Однако, нельзя не признать того, что государство до сих пор ничего не сделало для помощи им: нет закона об адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, нет служб, которые бы занимались социально-правовым сопровождением этих людей, нет и специальных мер сопровождения. Многие государства мира считают необходимым иметь такие законы, программы и службы. Российские же законодатели, как явствует законопроект от 08.12.2008 г., напротив, заинтересованы в создании дополнительных препятствий в социализации этих людей.

Должны признать, что из мест лишения свободы подчас выходят люди, не изменившие своих наклонностей и криминальных предпочтений. К сожалению, исправительные учреждения очень незначительно способствуют изменению внутренних ценностей гражданина. Признание этого обстоятельства в рационально организованном обществе должно вести к изменениям уголовно-исполнительной системы. В наших же условиях за все, в том числе за несовершенство государственной системы органов и отсутствие постпенитенциарной реабилитации, должен нести бывший осужденный, так по освобождении и не обретший полновесного гражданского статуса, но попавший под подозрение и заслуживший административный надзор. По нашим наблюдениям, человек, отстаивающий свои права, не позволяющий по отношению к себе и другим жестокого и унижающего достоинство обращения, тоже будет зачислен в жалобщики, симулянты, отрицательно характеризующиеся осужденные. При этом суд будет исходить из утверждений нарушения осужденным порядка отбывания наказания, а не из наличия у осужденного профессии, желания трудиться, документов, жилья, социального окружения, то есть факторов важных для усвоения гражданских норм. Если следовать в данной ситуации законопроекту, то вместо социальной помощи, освобождающийся человек обременяется дополнительными обязанностями.

Среди перечисленных в законопроекте ограничений, большинство препятствует трудоустройству и самообеспечению, поскольку люди, имеющие судимость, каким образованием и профессией они бы ни владели, чаще всего имеют возможность трудоустроиться только в сфере, не требующей квалификации. Как показывает практика, чаще всего, они работают сторожами, разнорабочими, водителями, охранниками, механиками, автослесарями. Например, профессия сторожа предусматривает возможность покидать место жительства в ночное время суток, профессия водителя предусматривает возможность выезда за пределы населенного пункта, а вахтовые работы исключают возможность четырехкратной явки в милицию ежемесячно. Но самым главным, не умещающимся в современное представление о свободном обществе, обстоятельством является то, что в силу чьего-то внутреннего убеждения, люди, полностью отбывшие, установленный судом срок наказания, могут в продолжение 8 лет быть ограничены в свободе, в частной жизни, к ним в дом без спроса смогут с любой частотой и в любое время суток заходить чужие люди в погонах. Таким образом, вместо помощи в социальной адаптации, государство фактически устанавливает человеку, отбывшему наказание, "тюремные правила" на свободе. Ведь ограничения, установленные в законопроекте сходны с требованиями правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: подъем-отбой, отметка, проверка наличия осужденных, обязанность выполнения требований администрации. На мой взгляд, для человека, побывавшего в тюрьме, такой административный надзор - лишь изменение географии, а, по сути - продолжение отбывания наказания, другими словами - та же несвобода.

Естественно, даже у самого обязательного гражданина не всегда может получиться соблюдение требований административного надзора: смена места жительства, работы, необходимость сбора документов или лечение предполагают возможность свободного перемещения. При современном развитии социальных отношений, необходимо постоянное движение и приложение усилий для того, чтобы обеспечить собственное благополучие. Административный надзор лишает людей этой возможности. Более того, в качестве наказания за нарушение административных ограничений предусматриваются такие, как - штраф или административный арест. Оба эти наказания изначально запрограммированы нанести урон нестабильному материальному благосостоянию освободившегося, а в случае ареста и вообще лишить заработка. Что касается уголовного наказания за нарушение административных ограничений, то это не только не соответствует ни характеру, ни степени общественной опасности нарушения, но и превозносит регистрационный уведомительный режим государства выше права человека на свободу и личную неприкосновенность.

На мой взгляд, в этом случае освобождением из исправительного учреждения не заканчивается наказание, оно продолжается и в дальнейшем в виде административных ограничений, и во вновь назначенном наказании. К тому же сама формулировка " самовольное оставление без уважительных причин места жительства с целью уклонения от административного надзора" наводит на вопрос, а кем будет определяться уважительность причин и цель уклонения от надзора... Данная предполагаемая статья 321_1 УК РФ будет содержать еще одно основание для объективного вменения ответственности - "без вины виноватый".

Неодобрение вызывает и сама процедура назначения административных ограничений судом в рамках гражданского судопроизводства. По своей правовой природе, гражданский процесс предназначен для равных субъектов, основан на принципах диспозитивности, равноправия сторон, свободы договора. Административный же надзор представляет собой "чистой воды" административные отношения: отношения властного субъекта - государства и подчиненного - человека, основанные на принципе императивности, неравенства и подчинения. Более того, санкции за нарушение административных ограничений носят административный и уголовный характер. Что явно не соответствует избранной "гражданско-процессуальной процедуре".

Подводя итог, еще раз повторю, что административный надзор не может быть панацеей от роста рецидивной преступности и мерой превенции, он не только не помогает социализации вышедшего на свободу человека, но и препятствует ей. С моей точки зрения, более эффективной для предотвращения совершения освободившимися людьми новых преступлений является их социальная адаптация, паспортизация, трудоустройство, социальная помощь им, поскольку именно поддержка в сложной жизненной ситуации дает людям стимул быть достойными человеческого отношения и помощи.

ПРПЦ - 03.02.2009




Архив публикаций    
Читайте также:

14/04/2009 Россия все больше похожа на большую зону   -   Главное /

АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА:

Сбор гуманитарной помощи осуществляет движение Интербригады (от Лимонова).

Введите сумму пожертвования и номер телефона:


ДА
Комментарии:
27|09|12 01:29русланОтветить
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 






Последние комментарии:

  • Анатолий

    мне срочно нужен кредит-выплатить долги помогите пожалуйста!!

    /Mr Young Walker
  • maxwell lugard


    подать заявление на получение быстрого кредита прямо сейчас

    Здравствуйте, вам нужен быстрый кредит по низкой процентной ставке 3%? Есть ли

    /Выборы в СИЗО будут с традиционной агитацией
  • maxwell lugard


    подать заявление на получение быстрого кредита прямо сейчас

    Здравствуйте, вам нужен быстрый кредит по низкой процентной ставке 3%? Есть ли

    /kizi
  • kizi

    Если вы заинтересованы в кредит, мы хотим создать или расширить свой бизнес дают кредиты частным лицам и компаниям alike.do?

    /Davidson Smith
  • pamela moore

    Great Day Sir/Madam,
    How are you doing today I hope fine,I am a private lender i will be able to

    /Заключенным не выборы нужны, а гуманизация исправительной системы
  • HACKL;ORD

    FOR HACK SERVICES,KINDLY CONTACT [email protected] he is cheap,reliable and efficient.

    /suzan white
  • joel williams

    คุณจำเป็นต้องมีสินเชื่อทางการเงินอย่างเร่งด่วน?
    * การโอนอย่างรวดเร็วและทันทีไปยังบัญชีธนาคารของคุณ
    * ชําระคืนเริ่มแปดเดือนหลังจากที่คุณได้รับเงิน
    บัญชีธนาคาร
    * อัตราดอกเบี้ยต่ำ 2%
    * การชำระหนี้ระยะยาว (1-30 ปี) ความยาว
    * เงื่อนไขเงินกู้ที่มีความยืดหยุ่นและการชำระเงินรายเดือน
    * * * * มันใช้เวลานานเท่าใดเพื่อเป็นเงินทุน? หลังจากส่งสมัครขอสินเชื่อ
    คุณสามารถคาดหวังคำตอบเบื้องต้นน้อยกว่า 24 ชั่วโมง
    การระดมทุนใน 72-96 ชั่วโมงหลังจากได้รับข้อมูลที่พวกเขาต้องการ
    จากคุณ.

    ติดต่อ

    /Mrs Farida Stephen
  • jose dennison

    เรียนคุณ / คุณนาย

    เงินกู้เร็วที่สุดเท่าที่เป็นไปได้ภายใน 2 วัน โฮเซ่ไมโครการเงินกองทุนและการพาณิชย์บมจบุคคลสินเชื่อบ้านอัตราดอกเบี้ย 2% บุคคลที่สนใจควรติดต่อเจ้าหน้าที่สินเชื่อผ่านทาง e-mail ที่มีข้อมูลด้านล่าง:
    ชื่อจริง: ..... นามสกุล: ...... ประเทศ: ....... หมายเลขโทรศัพท์: ..... อาชีพ: ......

    /joel williams
  • mary

    Меня зовут MRS МЭРИ LARRY Гражданину США. я был мошенническим путем 3-х различных интернет международного кредитора, все они обещают

    /Г-жа Мэри Пол
  • Rod williams

    Здравствуйте

    Я г-н Род Уильямс, легитимной и уважаемой деньги владельца. Мы
    являются от ROD WILLIAMS займа компании. Мы одолжить средства, чтобы
     лиц,

    /Заключенным не выборы нужны, а гуманизация исправительной системы


Портреты: Печуро Сусанна

25 лет ИТЛ

Многочисленные пересылки, этапы, смена 11 тюрем и 7 лагерей. В разработках МГБ ей предназначалась роль связной «сионистского центра». Погружение в море человеческого горя, унижения и безысходности. Знакомство с реальной историей страны.









Ссылки