С Манежной до Тверского :: Сентябрь :: 2011 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2011 / Сентябрь Поиск:
8 Сентября 2011

С Манежной до Тверского

7 сентября в Тверском районном суде Москвы начнутся слушания по существу по уголовному делу, связанному с одним из самых громких событий последних лет – о беспорядках на Манежной площади 11 декабря 2010 года.

На скамье подсудимых находятся трое членов «Другой России» – белорус Игорь Березюк, осетин Руслан Хубаев и татарин Кирилл Унчук. Также по делу проходят еще два молодых человека – Леонид Панин и Александр Козевин, которые о причастности к какой-либо организации не заявляли.

Напомню, как развивались события. 6 декабря 2010 года в Москве на Кронштадтском бульваре выстрелом из травматического пистолета был убит болельщик футбольного клуба «Спартак» Егор Свиридов. Подозреваемый в убийстве Егора Свиридова Аслан Черкесов после непродолжительного задержания был отпущен на свободу.

11 декабря на Кронштадтском бульваре прошла акция памяти Егора Свиридова, собравшая неожиданно много людей – преимущественно молодежи и даже просто подростков. Акция памяти сначала переросла в несанкционированное шествие, а потом в несанкционированный митинг на Манежной площади, на котором собралось по разным оценкам от 5 до 15 тысяч человек. Молодые люди были явно недовольны действиями правоохранительных органов и этого недовольства не скрывали. Лозунги и речи, которые произносились, никак нельзя было назвать толерантными. Собравшимся было совершенно непонятно, почему подозреваемые в особо тяжком преступлении, задержанные на месте происшествия, были отпущены на свободу.

Многотысячная толпа разгневанной молодежи прямо у стен Кремля, похоже, произвела на власти удручающее впечатление. Надо сказать, что в последние годы редко на какое политическое мероприятие собиралось так много людей, и уж тем более молодых, да еще пришедших по собственной инициативе, имеющих внятные и четкие требования, высказываемые весьма агрессивно. Манежная площадь и вообще прилегающие к Кремлю территории не помнили столь массовых митингов с 90-х годов. Растерянность власти была очевидной – многие СМИ, например, обошла сцена переговоров руководителя пресс-службы ГУВД Москвы Виктора Бирюкова с человеком в маске. Не каждый день сотрудники милиции столь высокого ранга вежливо беседуют на глазах у всей страны с человеком в маске, вместо того чтобы задерживать его. На мой взгляд, в первый момент власти просто не знали, как реагировать на совершенно необычное для последних лет событие.

Несмотря на то, что картина была в общем-то ясной, реакция властей, на мой взгляд, была достаточно неожиданной – уже на второй день министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что беспорядки на Манежной площади устроили так называемые «леворадикалы». В прессе тут же появились иронические отклики, что вот, мол, министр не отличает правых от левых. Однако через два месяца выяснилось, что министр говорил не просто так. В ходе обысков на квартирах активистов «Другой России» 30 января 2011 года сначала был задержан белорус Игорь Березюк, а потом чуть позже осетин Руслан Хубаев и татарин Кирилл Унчук.

Я совершенно умышленно акцентирую внимание на национальностях задержанных. По многочисленным утверждениям в СМИ, в беспорядках как раз принимали участие люди правых, националистических взглядов, недовольные – и в общем-то совершенно справедливо – действиями правоохранительных органов. «Другая Россия» может нравиться, может совсем не нравиться, но она никогда не была ни правой, ни националистической организацией, и это видно даже по ее национальному составу. «Другая Россия» вообще является удобным объектом для отработки полицейских навыков – ее активисты, как правило, не прячутся, не оказывают сопротивления сотрудникам правоохранительных органов и вообще не прибегают к насилию. Большинство из них хорошо известно соответствующим службам и, как мне кажется, технически задача была совсем несложной – отсмотреть многочисленные журналистские и оперативные съемки и найти на них знакомые лица, что, собственно, и было сделано. Арест активистов «Другой России» и фактическое назначение пятерых молодых людей крайними за беспорядки, в которых принимало участие огромное количество людей, кажется, вызвало разочарование.

Я думаю, это объясняется тем, что сегодняшние российское власти убеждены, что вся смута от смутьянов и никто не может протестовать против их замечательной политики бесплатно или от души, а не под влиянием агентов зарубежных спецслужб.

Но как бы то ни было, следственной и судебной машине был дан ход. Игорю Березюку, первому из задержанных, было предъявлено обвинение по пяти статьям Уголовного кодекса, в том числе призывы к массовым беспорядкам, разжигание межнациональной розни, применение насилия в отношении представителей власти, хулиганство. Сходные обвинения были предъявлены и другим обвиняемым. Несмотря на то, что от событий на Манежной площади до задержания подозреваемых прошло два месяца и никто из ребят никуда не скрывался, все они были арестованы и заключены в тюрьму. Им грозят длительные сроки лишения свободы – одна только вторая часть статьи 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителей власти) предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Пока по делу прошли предварительные слушания, которые, судя по количеству пришедших на них журналистов, вызвали большой интерес средств массовой информации, причем не только российских, но и зарубежных.

Процесс только начинается, и делать какие-либо выводы рано. Как вообще еще рано делать выводы о том, чем же были беспорядки на Манежной площади – народным бунтом или провокацией, и если провокацией, то чьей. Судя по объему обвинения и вообще по объему дела (обвинительное заключение занимает почти 2 тысячи страниц в шести томах, а одних только потерпевших обвинением заявлено 27 человек), процесс по делу Игоря Березюка, Руслана Хубаева, Кирилла Унчука, Леонида Панина и Александра Козевина может затянуться надолго и придется как раз на разгар предвыборной кампании в России.

Процесс над Асланом Черкесовым, обвиняемым в убийстве Егора Свиридова, идет сейчас параллельно в Московском городском суде. Дело слушается судом присяжных. Для обвиняемых в беспорядках на Манежной площади присяжных, увы, не предусмотрено.

С самого начала процесс по делу о беспорядках на Манежной площади сравнивали с делом о беспорядках в центре Минска в ночь после выборов президента Белоруссии. Подчеркну, что подсудимые в деле о Манежной площади к беспорядкам в Минске не имеют никакого отношения, однако сравнения продолжу – по сообщениям средств массовой информации, президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко принял решение о помиловании четверых осужденных за массовые беспорядки в Минске и намерен до конца месяца помиловать вообще всех осужденных по этому делу. Как видим, пока сравнение, увы, не в пользу властей России.

Дмитрий Аграновский, «Советская Россия»




Архив публикаций    
Читайте также:

01/11/2011 Членов «Другой России» обвинили в организации беспорядков на Манежной площади   -   Главное /

28/03/2011    -   Дела / Дела и судьбы /

АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ ДОНБАССА:

Сбор гуманитарной помощи осуществляет движение Интербригады (от Лимонова).

Введите сумму пожертвования и номер телефона:


ДА
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Осип Мандельштам

Умер на пересылке

В ноябре 1933, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём под собою не чуя страны…», за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь.









Ссылки