Главная / Публикации / 2010 / Январь
Поиск: 11 Января 2010
Александр Коновалов: «Наказание не должно быть бесчеловечным и свирепым»В наступившем году к Министерству юстиции будет привлечено особое внимание в связи с реформой пенитенциарной системы, а также в связи с тем, что это ведомство играет активную роль в борьбе с правовым нигилизмом, в реформе механизма компенсаций россиянам, пострадавшим от произвола чиновников. О том, как намерено действовать ведомство в этих сферах, а также о борьбе с коррупцией в интервью обозревателю "Газеты" Лилии Бирюковой рассказал министр юстиции РФ Александр Коновалов.
Чем ознаменуется начало нового года для министерства?
В январе возобновятся обсуждения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы. В первых комментариях к опубликованному проекту концепции я уловил серьезное недопонимание. Поэтому необходимо еще раз провести слушания в Общественной палате, чтобы снова детально разъяснить суть предлагаемых нововведений.
В таком диалоге с гражданским обществом можно выработать четкое представление о том, к чему мы должны стремиться. Хотелось бы прийти к золотой середине, сняв взаимоисключающие тенденции. Ведь мы очень часто ссылаемся на позитивный опыт пенитенциарных систем западных стран, однако когда речь заходит о том, чтобы перенять у них и довольно суровые меры, сразу возникают разговоры о том, что делать этого ни в коем случае нельзя. Главное для нас — качественно проработать эту реформу, в том числе с учетом предложений гражданского общества.
В нынешнем варианте концепции оговорены достаточно жесткие меры в части тюремных порядков, касающихся ограничения общения с близкими: например, один телефонный звонок домой в год. Почему оговариваются телефонные звонки, а, к примеру, использование интернета для общения — нет? И как обстоит дело с мобильными телефонами?
По поводу звонков — это как раз та деталь, которую можно обсуждать и которая может варьироваться. То же самое касается и интернета. Надо понимать, конечно, какую модель мы возьмем за образец в этом плане. С одной стороны, нельзя забывать, что человек несет заслуженное наказание. Но с другой стороны, конечно, говоря о реформе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), нельзя забывать и об очевидной истине: необходимо добиться того, чтобы закон соблюдала администрация колонии или тюрьмы. Я надеюсь в этой связи, что возглавляющий ныне ФСИН господин Реймер привнесет свою немецкую педантичность в организацию пенитенциарной системы.
Вы входите в президиум Совета при президенте по противодействию коррупции. Эксперты утверждают, что за время антикоррупционной кампании "взяточные" расценки только выросли: чиновники подняли плату за риск. Какие факторы, на ваш взгляд, помогут улучшить ситуацию?
Постепенно количество перейдет в качество. Это понимают даже самые последовательные критики принимаемых президентом и правительством мер. Подход власти к этой проблеме беспрецедентный по своей системности. Продуманы все важнейшие детали вплоть до формирования кадрового резерва. Однако национальный план противодействия коррупции — не сиюминутный документ, и результаты он начнет давать лишь по прошествии времени. Один из ключевых моментов в достижении результата — интенсивность принимаемых мер, работа должна вестись постоянно, нельзя просто сидеть и ждать, когда документ даст свои результаты. Участвуя в заседаниях президиума Совета при президенте по противодействию коррупции, могу сделать вывод, что настрой в этом отношении боевой.
В начале декабря Минюст передал в аппарат правительства законопроект, который заметно упрощает порядок выплаты компенсаций ущерба российским гражданам. Каким образом федеральные власти намерены выполнять пилотное постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по нашумевшему делу "Бурдов-2", в ходе которого выяснилось, что местные власти в России хронически не выполняли вердикты самих же российских судов о выплатах пенсий, компенсаций и т.п. Может ли поступить этот документ в Госдуму еще до заседания комитета министров Совета Европы, назначенного на март?
Действительно, отчетный срок по законопроекту — это апрель май. Законопроект разрабатывался по поручению Дмитрия Медведева с непосредственным участием советника президента по правовым вопросам Вениамина Яковлева, а значит, есть прогнозируемая позиция государственно-правового управления президента, что немаловажно. Сказать конкретно, когда закон может быть внесен в парламент, не в моей компетенции, но, как ведомство, которое представляет интересы России в ЕСПЧ, Минюст заинтересован в том, чтобы пилотное решение по делу "Бурдов-2" было исполнено в установленный срок.
Как известно, самое красивое в игре — это счет, и к нам не будет претензий тогда, когда получим подписанный президентом реально действующий закон.
Что касается механизмов, то я не хотел бы давать комментарии до тех пор, пока не будет выработан окончательный вариант. Но в любом случае нам предстоит выработать судебную практику, которая будет бесперебойно и оперативно принимать решения о возмещении ущерба.
А как продвигается работа с законопроектом по компенсациям жертвам контртеррористических операций (КТО)?
Летом и осенью в текст законопроекта были внесены коррективы, и сейчас согласуется текст документа, разработанный с учетом проведенных консультаций с различными ведомствами, в том числе с Минфином. Одна из претензий ведомства Алексея Кудрина состоит в том, что мы несколько расширили формулировку, которая фигурировала в поручении президента, — речь там шла только о пострадавших в Чечне. Мы предложили более широкий подход, предусматривающий распространение закона на случаи, если режим КТО будет введен на территории иных субъектов федерации. Но если проблема только в этом, то пусть хотя бы будет принят закон, который будет касаться именно жителей Чечни...
Надеемся, что работа будет продвигаться активно. Хочу отметить, что в обоих случаях мы придерживаемся мнения, что выплачиваемые суммы должны быть максимально приближены к суммам компенсаций, назначаемым ЕСПЧ.
Большой общественный резонанс недавно вызвали смерть Сергея Магнитского в СИЗО и ухудшение здоровья другого заключенного — известного нарколога академика Сидорова, обвиняемого во взятках. До тех пор пока соответствующее законодательство не принято, не следует ли на уровне ведомственных инструкций распорядиться, например, о приостановлении арестов лиц, подозреваемых в экономических преступлениях?
На встрече, которая состоялась 25 декабря, мы с генпрокурором изложили президенту наши предложения по изменению практики арестов и расширению применения залога в качестве меры пресечения.
Проблема кроется в организации работы органов следствия и дознания. В частности, на мой взгляд, должно быть более существенным участие прокурора в ведении следствия. К примеру, в Америке прокурор буквально хозяин как в судебной, так и в до судебной части процесса со стороны государственного обвинения. И в основном ему принадлежит прерогатива решать, необходимо ли инициировать запрос о содержании подозреваемого под стражей.
Думаю, что подобная модель подошла бы и для России, поскольку не совсем нормальной является ситуация, когда гособвинитель получает материалы дела чуть ли не за несколько дней до того, как они направляются в суд. Если дело подозреваемых содержится в СИЗО, то продление ареста для полноценного изучения дела — очень сложный вопрос. Соответственно, во временных рамках прокурор ограничен, но при этом он должен квалифицированно поддерживать обвинение в суде.
Говоря о практике арестов, мы неизбежно упираемся в вопрос безопасности участников процесса. Я в своей прокурорской практике встречался с делами, в ходе рассмотрения которых убивали свидетелей и обвиняемых, сотрудничавших со следствием. Необходимо, чтобы специальные службы гарантировали безопасность участников процесса и явку на процесс обвиняемых. На меня огромное впечатление произвела в этом смысле служба судебных маршалов в США.
В России эту работу готовы выполнять судебные приставы, но для этого они, конечно, должны быть наделены статусом и возможностями спецслужбы.
Прошлый год был ознаменован скандалами, связанными с МВД. Ваша деятельность на посту прокурора Башкирии в определенном смысле тоже была скандальной: были громкие разоблачения высоких милицейских чинов. Насколько сложно, на ваш взгляд, прокуратуре работать в подобных ситуациях, когда в нарушениях замешаны высокопоставленные сотрудники МВД?
Я думаю, что прокуратуре не всегда комфортно работать в таких случаях. Во-первых, у прокуратуры отсутствует собственный оперативный аппарат, что не позволяет вести свои собственные оперативные разработки и вынуждает контактировать опять-таки с милицией. Во-вторых, многолетняя критика милиционеров со стороны прокуратуры выработала известную толерантность к такой критике со стороны работников МВД. Меры, о которых я говорил ранее (усиление роли прокурора в уголовном процессе), могут сделать взаимодействие этих двух ведомств более конструктивным.
В законопроектной деятельности 2010 года что станет приоритетом для Минюста?
Надеюсь, что в начале года будут окончательно проработаны пакеты законопроектов по реформе уголовно-судебной практики, пенитенциарной системы. Это то, что мы бы хотели видеть доведенным до конца в короткие сроки. В качестве еще одной задачи я могу назвать закон о бесплатной юридической помощи населению. Сейчас этот документ практически полностью готов, поэтому есть основания полагать, что в скором времени он попадет на рассмотрение Государственной думы.
Кроме того, мы очень надеемся, что будет утверждена концепция основ госполитики в области правового просвещения населения. Это проект указа президента, который претендует на формирование системного подхода в воспитании уважения к закону, популяризации идеи добросовестности. Воспитание человека, ориентированного на правопослушное поведение, соблюдающего закон, начинается в детском возрасте. Речь не идет о преподавании в детсадах основ государства и права. А вот уроки правды, честности и дружбы точно могут проводиться и в детсадах, и в начальной школе.
Человеческое отношение к правам других воспитывается с детства и в конечном счете дает уважение и соблюдение законов. Основы госполитики определяют и пути совершенствования законодательства и правоприменения, искоренения правового нигилизма, ведь разрыв между призывами уважать закон и низким качеством закона и его применения ставит крест на новых начинаниях в данной сфере. Лилия Бирюкова, GZT.RU - №1 от 11 января 2010 г. Архив публикаций Читайте также: 12/01/2010 Александр Реймер дал старт реформе уголовно-исполнительной системы Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Иосиф Бродский
Осужден за тунеядство Все свидетели обвинения начинали свои показания со слов: «Я с Бродским лично не знаком…», перекликаясь с образцовой формулировкой травли Пастернака: «Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..»
Дела:
Захват вагона поезда "Москва-Калининград"
Калининград – русский город, из России в Россию - без виз! 14 сентября, 12.00, Литва, поезд Москва-Калининград. Литовские спецназовцы, вооруженные автоматами, готовятся к штурму 2-го вагона, захваченного российскими национал-большевиками.
Судьбы:
Игорь Данилов и Александр Смирнов В результате дознания, проведенного в лучших традициях гестапо и святой инквизиции, было сфабриковано обвинительное заключение, на основании которого впоследствии был вынесен приговор. Арестованным были инкриминированы организация взрыва у здания Службы Безопасности Украины, экспроприации денежных средств, хранение оружия для обеспечения деятельности группы и подготовки восстания на Украине, призывы к свержению государственного строя (путем распространения газет). В результате революционеров осудили на огромные срока лишения свободы - Игорь получил четырнадцать, а Александр восемь лет колонии.
Рослаг:
ИР 99/15. Нижневартовск
Продолжают поступать тревожные вести от заключенных ХМАО. Как утверждают очевидцы, в ряде колоний округа наблюдаются попытки ФСИН "закручивать гайки".
|
|