Суд признал арест Ходорковского исключительным случаем :: Май :: 2010 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2010 / Май Поиск:
23 Мая 2010

Суд признал арест Ходорковского исключительным случаем

В пятницу Мосгорсуд оставил в силе решение Хамовнического суда, продлившего Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву срок содержания под стражей до 17 августа. Именно это постановление и стало причиной голодовки экс-главы ЮКОСа. Как указал суд, одной из причин отказа в удовлетворении жалобы обвиняемых стало то, что вмененные им преступления не относятся к сфере предпринимательской деятельности.

В Мосгорсуде рассматривалась кассационная жалоба обвиняемых и их адвокатов на вынесенное 14 мая постановление Хамовнического суда, которым срок их ареста был продлен на три месяца.

Адвокаты обвиняемых требовали отменить это решение в связи с внесенными в апреле 2010 года президентскими поправками в УПК, согласно которым заключение под стражу обвиняемых в экономических преступлениях допускается только в исключительных случаях. Стороне обвинения удалось убедить суд, что рассматриваемые случай как раз и есть исключительный.

Представитель гособвинения Валерий Лахтин просил не отменять решение Хамовнического суда, заявив, что у правоохранительных органов есть подтвержденные сведения о намерении Ходорковского и Лебедева скрыться за границу в случае отмены ареста и условно досрочного освобождения. При этом он не назвал, кем и когда эти сведения подтверждались.

«В случае перевода на общий режим подсудимый может вести неограниченную переписку, пользоваться свиданиями не только с родственниками, но и с другими лицами,— сказал он.— И это при условии, что большая часть денежных средств от реализации похищенной нефти легализована и размещена на счетах иностранных банков».

Прокурор напомнил суду, что в 2003 году подсудимый уже пытался скрыться от органов следствия и был доставлен к следователю путем привода. Он также отметил, что Ходорковский и Лебедев осуществляли преступления в составе организованной группы, в которой они были лидерами, около 20 членов которой скрылись и объявлены в международный розыск.

По мнению Лахтина, своими ссылками на президентские поправки в УПК Ходорковский и его защита пытаются оказать психологическое давление на суд.

Сам Ходорковский, участвовавший в заседании суда по видеоконференции из СИЗО, пояснил, что существует некая оперативная справка о том, что в случае нахождения на свободе он может скрыться за пределы России.

«Я считаю, что за подобные заявления нужно наказывать»,— заявил Ходорковский и предложил вызвать в суд тех лиц, которые подписывают такие документы и возбудить против них уголовное дело о фальсификации доказательств.

По его мнению, всегда можно придумать хитрый юридический ход, чтобы обойти букву закона, однако суть дела от этого не изменится.

«Совершено не обязательно было действовать так демонстративно,— отметил он.— Дураку понятен (я о себе) смысл внесенных президентом поправок. Извернуться многомудрые юристы всегда могут, но политически вопрос прост. Будут ли суды применять закон, очевидно невыгодный рейдерам и коррупционерам в соответствии со смыслом закона, или будут его саботировать. Все остальное, я считаю,— это тень на плетень».

Назвав ситуацию «очевидным для всего общества саботажем политической воли президента», Ходорковский напомнил, что 17 мая обратился с письмом на имя председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева с просьбой доложить ситуацию Дмитрию Медведеву лично.

После этого он объявил голодовку, которую прекратил уже на следующий день, как только ему сообщили, что президент ознакомился с его письмом. Текст послания он приложил и к своей кассационной жалобе в Мосгорсуд, однако он не произвел впечатления на коллегию.

Она признала, что Хамовнический суд вполне обоснованно вынес решение о продлении Ходорковскому и Лебедеву срока содержания под стражей. А чуть позже на сайте Мосгорсуда, появился текст кассационного определения. Из него, в частности, следует, что «[Хамовнический] суд пришел к правильному выводу о необходимости продления подсудимым Ходорковскому М.Б. и Лебедеву П.Л. срока содержания под стражей, поскольку преступления, инкриминируемые подсудимым, по мнению судебной коллегии, не относятся к сфере предпринимательской деятельности в том смысле, который законодатель предусмотрел в ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ»

Адвокаты были готовы ко всему

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант заявил корреспонденту GZT.RU, что подобные решения приобретают масштабы эпидемии и вскоре будут выноситься по всей стране.

«Мы давно уже ко всему готовы,— рассказал журналистам Вадим Клювгант.— Адвокат Ходорковского— это вообще скоро станет отдельной профессией. Сегодня черный день не в жизни Ходорковского. Сегодня черный день в жизни нашей страны, когда вопреки всему выносят те решения, которые выносятся. Для Михаила Ходорковского сегодня ничего не случилось, он сильный мужик, он это переживет. Но как переживут это решение наши близкие— это уже другой вопрос».

На суде он просил не закрывать своего подзащитного двойными решетками. По его словам, из семи лет, проведенных в заключении (Ходорковский и Лебедев уже осуждены на восемь лет колонии общего режима), оба провели в колонии общего режима всего один год. Остальное время они содержались в условиях следственного изолятора, где условия содержания и режим гораздо строже, чем в колонии.

«Ходорковский и Лебедев кажутся опасными, причем одной решетки, захлопнувшейся за ними по приговору Мещанского городского суда в 2005 году, кажется недостаточно,— сказал Клювгант.— Нужно еще вторую решетку в виду ареста. Нужно, чтобы наши подзащитные никогда не вышли из тюрьмы».

Незаконное решение в подарок

Между тем, второй адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт убежден, что постановление о продлении ареста станет хорошим аргументом в их пользу при разбирательстве в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Там уже зарегистрированы три жалобы Ходорковского и Лебедева, а решение Мосгорсуда дает основание для еще одного обращения в Страсбург.

«Такой подарок, как абсолютно незаконное решение о продлении ареста, нам тоже не помешает»,— сказал адвокат, добавив, что у него нет желания его принимать.

В свою очередь Елена Липцер, представляющая интересы Лебедева, отметила, что в случаях, когда отбывающие наказание по одному делу, ставшие фигурантами другого, должны быть переведены из мест лишения свободы по месту рассмотрения дела.

«Но при этом должен быть соблюден режим содержания, назначенный им по приговору суда,— подчеркнула она.— Не нужно было вообще ничего выдумывать и избирать меру пресечения в виде ареста».

Обвинения старые и новые

Ходорковский и Лебедев были арестованы в 2003 году, а 31 мая 2005 года приговорены к 9 годам лишения свободы. Мещанский суд Москвы признал их виновными в мошенничестве и неуплате налогов. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до 8 лет. Когда судебный процесс в Мещанском суде уже завершался, стало известно о втором уголовном деле в отношении них.

В 2009 году в связи с предстоящим судом по второму делу оба были возвращены в Москву из колоний и с тех пор содержатся в специзоляторе № 99/1, расположенного на территории «Матросской Тишины». По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует им присвоение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию.

Сам Ходорковский называет свое второе уголовное дело политически и коррупционно мотивированным. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.

Анастасия Михайлова, Марина Юршина, «GZT.RU» - 21.05.2010




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Владимир Маяковский

11 месяцев малолетки

В начале 1908 г Владимир Маяковский вступает в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда Владимир Маяковский освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний.









Ссылки