Главная / Публикации / 2010 / Июнь
Поиск: 18 Июня 2010
Прокуроры могут получить право вето на лишение человека свободыЗаконодатели предлагают частично вернуть старые добрые порядки, когда прокуратура занималась арестами. Теперь у ведомства Юрия Чайки может появиться право вето на лишение гражданина свободы до суда. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную Думу. Конечно, полный возврат к прежнему, когда прокуратура санкционировала аресты, невозможен. Судебный порядок лишения свободы не только записан в нашей Конституции, он давно считается признаком цивилизованного мира. Поэтому отказываться от него государство не намерено. Но есть одна большая проблема: по числу тюремного населения мы по-прежнему находимся среди непрестижных мировых лидеров. Сегодня следователю не требуется согласия прокурора на выход в суд за арестом обвиняемого. Если же инициатива депутатов пройдет, положение может измениться.
Законопроект предлагает внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, по которым суд не сможет удовлетворить ходатайство о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого, если оно не поддержано прокурором. Таким образом, перед следователем может появиться дополнительный барьер. Кстати, некоторые специалисты по истории надзорного ведомства утверждают, что прокуроры гораздо чаще отказывали в санкциях на арест, чем нынешние суды. Правда, они это делали заочно, по документам. Многие эксперты считают главным плюсом судебного порядка то, что дело решается в присутствии гражданина, которому грозит арест. Не говоря уже о том, что рядом с человеком должен быть адвокат. Но если объединить все лучшее, что есть в двух процедурах, возможно, неправильных арестов станет меньше.
- Необходимо обязательное согласие прокурора на арест, - считают руководители Генпрокуратуры. - Прокурор должен изучить материалы, представленные следователем, их достаточность и законность, и лишь тогда направлять их в суд. А суд примет решение, арестовывать или нет.
В свою очередь адвокаты, опрошенные "РГ", сказали, что если инициатива пройдет, то хуже точно не будет. Хотя и сегодня, по наблюдениям многих защитников, суды, как правило, прислушиваются к мнению прокуроров.
- Если проект будет воплощен в жизнь, судам в некотором смысле будет проще принимать решение, - сказал "РГ" адвокат Антон Лелявский. - При этом и сегодня арест является крайней мерой. Я не видел ни одного человека в следственных изоляторах, довольного следователем. Но я не могу сказать, что следователи у нас такие жесткие правоприменители, которые всегда требуют ареста. Не думаю, что следователи всегда не правы и всегда необоснованно требуют ареста. К тому же ходатайство следователя - это всего лишь ходатайство, а решает в конечном счете суд.
Еще одна инициатива, которая записана в том же законопроекте, предлагает сделать обязательным присутствие адвокатов при встречах арестованного с оперативниками. Речь идет об оперативно-разыскном мероприятии, записанном в законе как опрос. Это когда к арестанту приходят и как бы говорят по душам. Это не допрос, поэтому, если человек попросит позвать защитника, ему могут и отказать. Мол, третий - лишний.
- Действительно, когда человек находится в СИЗО или ИВС, то оперативный сотрудник может прийти к нему и, предъявив документ, опросить человека по обстоятельствам, связанным с уголовным делом, или по другим, - поясняет Антон Лелявский. - Известно, что оперативные сотрудники используют, скажем мягко, различные методики. И зачастую люди, особенно попавшие за решетку первый раз, дают признательные показания, от которых потом отказываются. Если же законопроект будет принят, это, конечно, значительно защитит права подозреваемых и обвиняемых. Вообще надо шире внедрять цивилизованную практику, когда любое действие правоохранительных органов с человеком возможно только в присутствии адвоката. Это уравняет стороны. Владислав Куликов, «Российская газета» - Федеральный выпуск №5209 (130) от 17 июня 2010 г. Архив публикаций Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Осип Мандельштам
Умер на пересылке В ноябре 1933, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём под собою не чуя страны…», за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь.
Дела:
Дело Таисии Осиповой
Активистка партии «Другая Россия» попала под пресс сотрудников Центра «Э» 23 ноября в Смоленске группа сотрудников МВД провела обыск в доме Осиповой. В ходе обыска были подброшены пять свертков с героином. По решению суда Осипова взята под стражу. Ей грозит от 8 до 20 лет лишения свободы
Судьбы:
Руслан Хубаев 23 марта 2011 года в Москве, за неделю до акции Стратегии-31, в гостях у друзей был арестован лидер мурманской "Другой России" Руслан Хубаев. Силами спецназа был произведен штурм квартиры и задержание оппозиционера. Сразу после задержания оперативники Центра "Э" произвели в квартире друзей Руслана обыск.
Рослаг:
ФКУ ИК-6 поселок Восточный Омутнинского района Кировской области
Расположенная в поселке Восточный Омутнинского района Кировской области колония особого режима № 6 - настоящий ад для попавшего туда арестанта. В лагерях, тюрьмах и на пересылках ВятЛага об этой колонии рассказывают леденящие кровь истории одна страшнее другой. Но правда о том, что на самом деле происходит на этой зоне, гораздо страшнее тех историй, которые рассказывают заключенные друг другу, путешествуя по этапу. Для ФСИНовцев, работающих в этой печально известной колонии, сломать отрицающего их порядки и стоящего на своем арестанта - дело чести.
|
|