Главная / Публикации / 2011 / Март
Поиск: 12 Марта 2011
ФСИН распрощается с наследием ГУЛАГаВ России с будущего года начнут закрывать исправительные колонии и СИЗО, заменяя их тюрьмами и арестными домами. Правозащитники опасаются, что итогом станет ухудшение условий содержания заключенных В России с будущего года начнут закрывать исправительные колонии и СИЗО. Их заменят на тюрьмы и арестные дома, что потребует увеличения затрат на систему исправительных учреждений. При этом правозащитники опасаются, что итогом станет ухудшение условий содержания заключенных.
О предстоящей реформе 10 марта сообщил глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Александр Реймер. «Уголовно-исполнительная система России вступает в период коренного реформирования. Настолько глобально, как система начинает меняться сейчас, она еще никогда не менялась», — заявил Реймер.
Как уточняет «Российская газета», вместо 504 действующих исправительных колоний до 2020 года появится 428 тюрем. Число СИЗО сократится с 228 до 196. Закрытые СИЗО перепрофилируют в тюрьмы. Колонии-поселения, отличающиеся сравнительно мягким режимом, станут единственным видом учреждений, число которых увеличится — со 160 до 210. Вместо 62 колоний для несовершеннолетних появится 39 воспитательных центров. Также в рамках реформы будет создано 76 арестных домов, где наказание будет исчисляться полугодовым сроком.
О необходимости реформирования исправительной системы в России заговорили после того, как в СИЗО «Бутырской тюрьмы» скончался юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, а затем в СИЗО «Матросская тишина» — президент компании «КитЭлитНедвижимость» Вера Трифонова. В январе этого года правительство уже утвердило перечень заболеваний, по которым подозреваемый может быть освобожден из СИЗО. Среди заболеваний: тяжелые формы туберкулеза, ВИЧ, рак, тяжелые нарушения нервной системы, системы кровообращения, зрения, органов дыхания, пищеварения, а также сахарный диабет, лучевая болезнь IV степени и ряд других.
По состоянию на 1 января 2011 года, по данным ФСИН, в исправительных учреждениях России находилось 819,2 тысячи человек (минус 44,9 тысячи к началу года). Основная часть — 694,5 тысячи — содержалась в колониях. В тюрьмах же находилось всего 1,8 тысячи заключенных, в СИЗО — на порядок больше, 118,9 тысячи.
Содержание одного человека в исправительном учреждении обходится государству в среднем в 33 тысячи рублей, сообщал ранее BFM.ru, а всего на заключенных ежегодно тратится около 340 млрд рублей.
В ходе реформы исправительных учреждений затраты на их содержание вырастут, считает член экспертного совета при уполномоченном по правам человека при президенте России Валерий Борщев. Кроме того, потребуются дополнительные траты, в частности, на переоборудование колоний в тюрьмы.
В то же время у экспертов есть опасения, что после реорганизации колоний в тюрьмы условия содержания заключенных только ухудшатся. «Наша система — барачная, когда в комнате 70–80 человек. Это наследие ГУЛАГа. В таких комнатах велика опасность насилия, — говорит BFM.ru Валерий Борщев. — Тюрьмы — это содержание заключенных в камерах. У нас сейчас тюрьма — это строгий режим содержания. В России при камерной системе есть опасность, что заключенные будут сильно ограничены в прогулках. В отличие от европейских тюрем, когда заключенные в течение дня могут находиться вне камеры». При этом эксперт замечает, что замена колоний тюрьмами поможет в борьбе с уголовными авторитетами. «Переход на камерную систему — это борьба с влиянием уголовных авторитетов. Камерная система, конечно, более комфортная. Если в камере сидит 4–6 человек, максимум 8, то это более гуманные условия», — объясняет он.
Председатель организации по защите прав предпринимателей «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева указывает на то, что, согласно концепции реформы, именно СИЗО будут переоборудованы в тюрьмы, а это не позволит облегчить быт заключенных. «Многие СИЗО в России вообще надо закрывать и разрушать, поскольку условия содержания там просто невыносимы — старые здания, плесень, 50 человек в камере. Сейчас СИЗО — самый строгий вид заключения, несмотря на то, что там содержатся лица, вина которых еще не доказана. Переоборудовать их в тюрьму европейского или американского образца просто не представляется возможным», — считает она. Яна Яковлева, напомним, провела в СИЗО полгода — с июля 2006 по февраль 2007 года — по делу, возбужденному Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Затем была полностью оправдана судом.
В целом, реформа исправительной системы в совокупности с либерализацией уголовного законодательства — положительный шаг. Планируемое уменьшение количества следственных изоляторов, очевидно, свидетельствует о том, что меньше людей будут находиться там до суда, считает эксперт правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина. «Президент России, например, говорил о практике домашнего ареста, что является более гуманным», — уточнила она. Напомним, президент Дмитрий Медведев взял курс на либерализацию уголовного законодательства еще в 2009 году. Первый пакет поправок в УК в марте 2010 года, в частности, ввел запрет на арест предпринимателей за экономические преступления и отменил статью «лжепредпринимательство». 7 марта этого года президент подписал еще один закон, по которому наказание в виде лишения свободы применяется за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. По почти 70 составам преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы, то есть суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания. По 11 составам преступлений предусмотрен в качестве основного вида наказания штраф, а санкции по12 составам преступлений дополнены исправительными работами. Кроме того, по 118 составам преступлений исключен нижний предел наказания в виде исправительных работ и ареста.
Закрыть СИЗО в регионах, возможно, проще, чем в Москве. Во всяком случае, планов по закрытию, например, бутырского СИЗО нет, заявил BFM.ru официальный представитель УФСИН по Москве Сергей Цыганков. «Сейчас там содержатся 1,8 тысячи человек. Если СИЗО будет закрыто, то куда этих людей направить? — задается он вопросом. — В регионах с этим [закрытием СИЗО], возможно, проще». На днях в интервью «Российской газете» начальник СИЗО № 2 Сергей Телятников заявил о том, что «Бутырка» переходит на систему постоянного видеонаблюдения в камерах, для чего установлено 250 видеокамер. Из них 46 расположено по периметру СИЗО, остальные в коридорах и камерах. В перспективе планируется вести видеонаблюдение в каждой камере.
Ранее Телятников заявлял, что в этом СИЗО намерены улучшить условия содержания заключенных, в частности, открыть кабинет УЗИ и солярий к концу 2010 года. Кабинет УЗИ, кстати, уже работает, солярия пока нет, сообщил BFM.ru Сергей Цыганков. «Мы уже закупили оборудование для него, сделали ремонт в помещении. Стоимость минуты еще обсуждается. Она определена на уровне 10 рублей за минуту. Может, будет чуть дороже или чуть дешевле — 9 рублей или 11», — поделился планами Цыганков. Яна Милюкова, Екатерина Тропова, «BFM.ru» - 11 марта 2011 г. Архив публикаций Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Чернышевский Н.Г.
Каторга за крамолу 19 мая состоялась церемония "гражданской казни" Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору, но "казнь" превратилась в демонстрацию любви и преданности революционно настроенной молодежи своему учителю.
Дела:
Дело Игоря Федоровича
Наконец я имею возможность рассказать тебе, дорогой читатель, про современное гестапо. Это не преувеличение. То, что давно должно было уйти в прошлое существует рядом с нами, всего в каких-то 60 км. от Москвы
Судьбы:
Александр Долматов 17 января 2013 года покончил с собой в депоратиционной тюрьме Роттердама, королевство Нидерланды. Александр покинул страну летом 2012г., когда понял, что его попытаются сделать обвиняемым по делу о массовых беспорядках на Болотной площади в Москве
Рослаг:
ФКУ ИК-7 ПФРСИ поселок Пакино Ковровского района Владимирской области
Мой муж постоянно находится под прессингом сотрудников администрации ФКУ ИК-7, эти жуткие вещи повторяются снова и снова с 27.12.11 г. И в виде ноты протеста мой муж пошёл на радикальные меры и после очередных издевательств заведя его в камеру, из которой его вывели, он вскрыл себе живот, шею и руки 19.05.12. и 25.05.12.г, побои фиксировать отказались, сотрудники администрации запретили мед. Персоналу с ним общаться и оказывать какую-либо помощь.
|
|