Главная / Публикации / 2012 / Февраль
Поиск: 27 Февраля 2012
Уголовный кодекс перестали чтитьАссоциация юристов предлагает написать новый УК Заявление об этом сделал в среду на съезде ассоциации председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.
Он считает, что действующий закон в результате многочисленных поправок, приобрел несистемный лоскутный характер. В новом кодексе должна быть сокращена сфера применения лишения свободы, расширена практика назначения залога и домашнего ареста, смягчено уголовное законодательство в экономической сфере. Изменения, по его мнению, позволят сделать более эффективной работу правоохранительных и судебных органов, гуманизируют их.
Но сумеет ли новорожденный закон преобразовать полицию, прокуратуру и суды? Недавно Конституционный суд опубликовал статистику за прошлый год: жалоб на уголовно-процессуальное законодательство стало больше. Число обращений россиян увеличилось по сравнению с 2010 годом на 5%, а общее количество жалоб составило более 19000.
- Для того, чтобы правовые системы по-настоящему защищали граждан требуются три составляющие: внятное законодательство, дееспособные органы внутренних дел и суды, плюс правовая культура самих граждан. Если люди не станут защищать себя – никто их не защитит, - говорит Павел Крашенинников.
«СП»: - Новый кодекс сможет гуманизировать названные вами структуры без преобразования самих структур?
- Сложно сказать, что надо изменить в первую очередь. Но новое законодательство – необходимое условие для преобразований.
В действующем кодексе нарушено соотношение тяжести преступлений и наказаний за них. За педофилию могут посадить на значительно больший срок, чем за убийство ребёнка. Там много несуразиц. Поэтому прежде нужно изменить закон.
Адвокат, член Совета Адвокатской палаты города Москвы Виктор Буробин согласен с необходимостью обновления Уголовного кодекса, но в остальном не разделяет позицию Павла Крашенинникова: «Законодательство у нас очень жестокое: количество сидящих в тюрьмах приблизительно то же, что при Иосифе Виссарионовиче Сталине».
Постановка вопроса о переписывании Уголовного кодекса, на мой взгляд, с точки зрения юридической техники и жизни народа, верна. Его необходимо сделать значительно более милосердным. В тюрьмах и колониях должны находиться, прежде всего те, кто совершил насильственные преступления против личности.
Крашенинников справедливо назвал характер действующего Уголовного кодекса лоскутным. Нормы, предполагающие ответственность за экономические преступления расплывчаты, под них подпадают все российские предприниматели. На каждого можно найти норму».
«СП»: - Изменятся ли правоохранительная и судебная системы в лучшую сторону в случае принятия нового закона?
- Возможно, будут давать меньшие сроки за ряд преступлений, не связанных с насилием над личностью. Но в целом – ничего не изменится. Полиции и суды останутся прежними. Нужно менять всю систему.
«СП»: - Может, с этого и начать, а затем создать новый УК?
- Думаю, это нужно делать одновременно. Одно без другого не приживётся.
«СП»: - Государство готово к кардинальной реформе этих ведомств?
- Существующее в нынешнем виде государство на это не готово и никогда не решится на такую реформу. Его основание с советских времён осталось прежним – репрессивным.
«СП»: - Создание нового кодекса – огромные финансовые затраты. Не лучше ли изменить анахронические статьи, а остальное оставить в прежнем виде?
- Нынешний кодекс бессистемен. Его необходимо переработать полностью. Но, повторюсь, одновременно нужно кардинально реформировать полицейское, прокурорское и судебное ведомства.
«СП»: - Какие статьи кодекса следует изменить в первую очередь?
- Давно превратились в «антикварные» такие статьи: «Производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров», «Воспрепятствование ограничению прав ценных бумаг владельцу», «Невозвращение средств из-за границы в иностранной валюте», «Незаконное использование товарного знака». Во всём мире по таким статьям давно взимают штрафы, они не являются уголовными.
Был ужасный случай: в СИЗО умер человек, задержанный за то, что при написании учебника нарушил авторское право. Он не убийца, не насильник, а его лишили жизни. В его аресте абсолютно не имелось смысла.
Эти чудовищные факты связаны и с ментальностью. Никакой пощады, в «темнушку», сгнобить его.
Считаю, что срочно нужно ввести контроль общества за работой судебных органов. Обеспечить гласность и публичность судебных процессов, свободный доступ к правосудию граждан, прессы и адвокатов. Любой гражданин должен беспрепятственно проходить в помещения судов для посещения открытых судебных процессов. На всех процессах нужно вести аудио и видеозаписи.
Квалификационные коллегии судей должны состоять не только из самих судей, но и адвокатов, возможно прокуроров и юридических научных работников.
Перечисленное – самое малое, что крайне необходимо сделать для относительной гуманизации судебной системы. Но вероятность осуществления и этого ничтожно мала. Виталий Словецкий, «Свободная пресса» - 24 февраля 2012 года Архив публикаций Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Игорь Губерман
5 лет лишения свободы В 1979 г. Губерман был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Попал в лагерь, где вел дневники. Затем, уже в период ссылки, на базе этих дневников была написана книга «Прогулки вокруг барака».
Дела:
Дело Айгуль Махмутовой
5,5 лет за правду о чиновниках 24-летняя журналистка и главный редактор газеты "Судьба Кузьминок" осуждена за публикацию о причастности местных чиновников к незаконной уплотнительной застройке.
Судьбы:
Сергей Котов 4 года колонии за правозащитную деятельность В Екатеринбурге 22 июня 2007 года закончился суд, а говоря точнее, бледное его подобие, над адвокатом-патриотом Сергеем Котовым, обвинённым в «организации экстремистского сообщества», и «публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности»
Рослаг:
ФКУ ИК-7 ПФРСИ поселок Пакино Ковровского района Владимирской области
Мой муж постоянно находится под прессингом сотрудников администрации ФКУ ИК-7, эти жуткие вещи повторяются снова и снова с 27.12.11 г. И в виде ноты протеста мой муж пошёл на радикальные меры и после очередных издевательств заведя его в камеру, из которой его вывели, он вскрыл себе живот, шею и руки 19.05.12. и 25.05.12.г, побои фиксировать отказались, сотрудники администрации запретили мед. Персоналу с ним общаться и оказывать какую-либо помощь.
|
|