Платон мне друг… :: Ноябрь :: 2011 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2011 / Ноябрь Поиск:
24 Ноября 2011

Платон мне друг…

На сайте Союза заключённых появилась статья Алексея Рафаловича «Алексей Севастьянов – чьими правами озабочен челябинский омбудсмен?» Написано много о чём, видно, что автор – человек информированный (особенно если почитать другие его статьи о Челябинской области). Оставлю в стороне все пассажи тёзки челябинского омбудсмена о связях последнего с различными лицами, не связанными с тюрьмой (не всегда корректные, кстати), остановлюсь лишь на оценке деятельности Уполномоченного в сфере отстаивания прав осуждённых, поскольку ведь именно эта часть статьи, полагаю, привлекла сайт, занимающийся делами заключённых.

Не знаю, откуда черпает информацию автор, но имею большие подозрения, что из так называемых «наших источников в правоохранительных органах», т.е., структурах, заинтересованных, в подавляющем большинстве случаев, в сокрытии правды и формировании угодного власти общественного мнения, чем наоборот. Истина в таком случае не только не интересует автора, но и тщательно замалчивается им. Хотя, казалось бы, любое лицо, декларирующее личное служение обществу (или выступающее, вроде как, с этих позиций), должно неукоснительно следовать принципу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Ни заключённые, ни Алексей Севастьянов мне не друзья – просто мне дороже истина.

Так вот, если придерживаться означенного только что принципа, то просто необходимо дать оценку деятельности челябинского омбудсмена именно с этой позиции (исключительно в отношении защиты прав заключённых, как было определено).

А реалии таковы, что вряд ли на просторах России сегодня найдётся хоть ещё один такой омбудсмен (включая г-на Лукина В.П.), деятельность которого приносит ощутимую и практическую пользу заключённым, каковую приносит им деятельность Севастьянова Алексея. И в данном случае совершенно не важно (особенно заключённым не важно) какие мотивы при этом движут Севастьяновым: самопиар, карьера, тщеславие, прогиб под власть или же благородство помыслов – результат в пользу з/к.

Напомню кое-что из уже сделанного. (Ещё раз повторю: не важно «откуда ноги росли» у этих дел).

Первое крупное дело – изолятор (ИВС) в Аше. Есть такой районный центр в Челябинской области – на самом крайнем её западе. Как и в любом другом райцентре есть при Ашинском районном отделе милиции (полиции) изолятор временного содержания. До его инспекции мы посетили десяток других ИВС и, казалось бы, уже нагляделись. Но то, что увидели в Аше, выходило за все рамки: каземат размером: вытянутые руки (ширина) - человеческий рост (длина) - полтора человеческих роста (высота), без окна (заклеено-забито наглухо), вентиляции, лампочка в нише над входом 40 Ватт, сплошные нары деревянные… Начальство из областного Управления даже не поехало с нами туда: стыдно. И в этих каморках (их несколько на ИВС) по 4-6, а то и более человек. Спать можно только лёжа на боку, переворачиваться по команде. Начальство областное бездействует, поскольку в планах на 2012 год предусмотрено строительство нового, «европейского» изолятора, а пока что пусть перетерпят. Суд, Санэпиднадзор, естественно, никаких нарушений в условиях содержания людей в ИВС не находят.

Уполномоченный по нашей информации туда приехал. Не один – с телевидением. Пускать в изолятор милиционеры его не стали: ну и что, уполномоченный какой-то. Потом, после звонка из областного центра, пустили. Но одного, без журналистов.

Результат? ИВС отремонтировали. Евроокна вставили и так далее. Правда, долго подрядчика выбирали и так хорошо выбрали, что подследственные после ремонта руками выдавили окно в камере и вчетвером ушли. Но Уполномоченный тут причём? – это милицейским не надо воровать, так ведь?

Плохое дело сделал Севастьянов?

Ещё один ИВС – в Верхнем Уфалее. Тут приворовывали служивые из арестантского пайка. Вмешался Севастьянов. Зк благодарны: теперь котлеты не только в меню, но и на столе у них (кстати, столы тоже появились после вмешательства Севастьянова).

Или вот момент, которого вообще нигде в России пока что нет, только в Челябинской области: Реестр безопасности.

Все знают, что жаловаться на условия содержания – себе дороже: из ШИЗО не вылезешь, бить будут постоянно. В своё время мы прибегали к помощи иностранных организаций (включая Еврокомиссию), чтобы защитить отстаивающих права. С введением должности Уполномоченного в области (кстати, должность появилась только в сентябре прошлого года, так что никак нельзя обвинить Севастьянова в «двухлетнем» бездействии) мы обратились к нему с предложением о создании Реестра безопасности лиц (осуждённых, в подавляющем числе), преследуемых за борьбу за свои законные права. Реестр – это такой список лиц, за положением которых Уполномоченный осуществляет особый и постоянный контроль. Такой Реестр создан, начинает работать, Челябинский ГУФСИН пробует уничтожить этот новый механизм предупреждения пыток в его системе.

Может быть, где-нибудь в России есть что-то подобное? Может быть, где-нибудь в России есть ещё один Уполномоченный, который так слушает правозащитников? Может быть, где-нибудь в России есть столь очевидные и в таком количестве реальные положительные изменения в судьбах и положении заключённых, как в Челябинской области, достигнутые при содействии уполномоченного по правам человека?

С оценкой событий в ИК-2 (расположенной, кстати, в Челябинске, а не в Копейске, замечу автору статьи) у Алексея вышел прокол. Не знаю почему. Это его, конечно, не красит. Но надеюсь, что выводы из этого он сделает правильные. Там (в ситуации с «бунтом» в ИК-2), надо ещё разбираться, поскольку вопрос много глубже, чем это видится СМИ или интернет-сообществу. Вообще вся эта неприглядная ситуация с модными нынче актами массового «вскрытия», как эпидемия, катящимися из колонии в колонию, требует широкого обсуждения и объективного расследования. И ещё не факт, что белыми и пушистыми окажутся те, кого нынче все считают за жертв.

Снова повторю: я разбираю лишь тот аспект деятельности Севастьянова А., который выставлен приоритетным на сайте Союза заключённых. Именно он меня интересует по той причине, что я, в отличие от автора статьи, знаю ситуацию из первых рук и истина мне всегда дороже.

Хотелось бы порекомендовать сайту быть объективным и честным в информировании читателя.

Чуть ли ни всегда в России с властью разговаривать – время терять: эта власть должна уйти (на скамью подсудимых, а не просто в чисто поле). Но если мы хотим добиться реальных улучшений для реальных живых людей, то просто обязаны находить либо способы принуждения власти к выполнению своих функций, либо налаживать сотрудничество с теми её представителями (или в те моменты, когда власть почему-то слушает нас), которые выполняют то, что им положено выполнять.

Алексей Севастьянов сегодня – как раз тот государственный чиновник, который приносит реальную пользу страждущим за решёткой, и бросать в него камень просто так, для красного словца, занятие, по крайней мере, - некрасивое.

Николай Щур,

руководитель Уральской правозащитной группы,

член ОНК Челябинской области

23 ноября 2011г.

«Союз заключенных»




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Игорь Губерман

5 лет лишения свободы

В 1979 г. Губерман был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Попал в лагерь, где вел дневники. Затем, уже в период ссылки, на базе этих дневников была написана книга «Прогулки вокруг барака».









Ссылки