«Организация массовых беспорядков» становится универсальным обвинением :: Май :: 2012 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2012 / Май Поиск:
30 Мая 2012

«Организация массовых беспорядков» становится универсальным обвинением

Студентку Александру Духанину, бросавшую камни в омоновцев 6 мая, оставили под домашним арестом до 6 июля и продолжают подозревать в организации массовых беспорядков. Эта статья УК стремительно политизируется

Задержанной в воскресенье студентке Александре Духаниной, подозреваемой в совершении преступления по ч. 1, 2 и 3 ст. 212 «Массовые беспорядки», суд в качестве меры пресечения избрал сегодня домашний арест до 6 июля. Официальное обвинение должно быть предъявлено до 6 июня. Если девушка, кидавшая 6 мая камни в сотрудников ОМОНа, будет обвинена именно в организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212), ей грозит до 10 лет лишения свободы. Ч. 2 этой статьи (участие в массовых беспорядках) и часть 3 (призывы к массовым беспорядкам) предполагают соответственно до 8 и до 2 лет лишения свободы. Статья 212 до сих пор применялась в России крайне редко. О перспективах дела и политизации 212-й статьи рассуждает председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

Четкого определения массовых беспорядков в праве нет. Непонятно ни сколько человек образуют «массу», ни что понимать под беспорядками. Обширной судебной практики по этой статье УК также нет, в год в стране рассматриваются 2-3 таких дела, преимущественно по фактам бунтов осужденных в исправительных колониях. В 2011 году, если верить статистике Судебного департамента, по организации массовых беспорядков и призывов к ним было всего одно дело. В 2010 году было только дело по организации беспорядков. В 2009 году — наоборот, только по призывам к ним.

С начала 2012 года уже известно о возбуждении уголовного дела за призывы к массовым беспорядкам по факту опубликования текста в блоге журналиста Аркадия Бабченко и текста Бориса Березовского в его блоге на сайте «Эха Москвы». С учетом «дела 6 мая» активизация применения статьи 212 УК РФ очевидна.

«Марш миллионов» — это четвертая история с массовыми беспорядками в Москве за последние 10 лет. Напомню три предыдущие.

2002 год. Футбол

Июнь 2002 года, футбольная сборная России проиграла в матче с Японией. Власти устанавливают на Манежной площади огромные экраны, свободно продается пиво в стеклянной таре, милиции почти нет. Были созданы все условия для беспорядков. Очевидцы тех событий даже утверждают, что первые драки были спровоцированы несколькими людьми совсем не «футбольной» наружности, метнувшими в толпу пустые бутылки. В итоге в массовых беспорядках приняли участие 8000-10 000 человек, были разбиты или сожжены 100 автомобилей, около 320 объектов на улицах города получили повреждения — витрины магазинов, двери учреждений, рекламные щиты. Получили телесные повреждения 75 человек, 49 госпитализированы, в том числе 16 милиционеров. В больницу в тяжелом состоянии с травмами грудной клетки попал сотрудник ОМОН. От ножевого ранения в сердце погиб 16-летний подросток. Дело было возбуждено по ч. 2 ст. 212 — участие в массовых беспорядках. Милиция задержала 113 человек, 31 из них впоследствии было предъявлено обвинение. Хулиганы, чью вину удалось доказать, были приговорены к различным срокам лишения свободы. Убийца подростка найден не был. В организации беспорядков никого не обвиняли.

2004 год. Администрация президента

Вторая не менее громкая история произошла 14 декабря 2004 года. 40 нацболов захватили приемную Администрации президента в Москве и удерживали ее 40 минут. Лимоновцы принесли с собой конституцию и листовки с претензиями к президенту РФ Владимиру Путину, требуя его отставки. Приемную брал штурмом ОМОН. 8 декабря следующего года суд приговорил 39 активистов к лишению свободы на сроки от 1,5 до 3,5 лет, реальное лишение свободы получили 8 человек. Суд признал всех подсудимых виновными по статье 212, часть 2 (участие в массовых беспорядках).

Защитник нескольких обвиняемых Дмитрий Аграновский пытался тогда безуспешно доказать, что не могут быть массовые беспорядки в комнате 4х3 метра, которую захватили нацболы и которую штурмовала милиция. Он, в числе многих, уверен, что обвинение в массовых беспорядках были чисто политическим решением. С квалификацией по тому делу следователи долго мудрили. Вначале вообще возбудили дело по статье 278 — насильственный захват власти. Позже, в 2008 году, Европейский суд по правам человека признал, что власти России слишком долго и необоснованно удерживали обвиняемых по тому делу под арестом.

В том же 2008 году статья «Массовые беспорядки» среди прочих была выведена из подсудности присяжных. Судить обвиняемых по этой статье могут теперь только профессиональные судьи. Это, на мой взгляд, говорит о ее крайней политизированности и желании властей влиять на выносимые судами решения.

2010 год. Манежная площадь

6 декабря в драке фанатов футбольного клуба «Спартак» и выходцев с Северного Кавказа был убит фанат Егор Свиридов. Нерасторопность полиции и воспользовавшиеся моментом националисты спровоцировали серьезный общественный резонанс. 11 декабря 2010 года акция на Манежной площади, посвященная убийству болельщика «Спартака», переросла в столкновения с милицией. В беспорядках участвовали от 5000 до 10 000 человек. Телесные повреждения получили около 30 человек. Протестующие разбили плафоны на станции метро «Охотный ряд» и избили несколько человек. Протестующие зажигали файеры, взрывали петарды, кидали пустые бутылки, снежки и камни. Было возбуждено уголовное дело по 1-й и 2-й частям статьи 212 — организация и участие в массовых беспорядках. По делу проходили 5 обвиняемых, трое из которых нацболы. По версии следствия, молодые люди призывали собравшихся на Манежной площади к массовым беспорядкам и разжигали национальную вражду, бросали в сотрудников ОМОН металлические ограждения и металлические палки, а один из обвиняемых нанес удар ногой милиционеру. Пятеро участников беспорядков на Манежной площади осенью прошлого года получили от 2 лет 4 месяцев до 5 лет 3 месяцев реального лишения свободы.

В этом деле впервые появляются «организаторы». Прежде речь шла только об участии в спонтанных беспорядках.

Налицо тенденция — все более низкие требования к доказыванию приготовления, планирования, умысла при обвинении по статье 212 «Массовые беспорядки». Несколько стычек демонстрантов с полицией 6 мая без уничтожения имущества, погромов, поджогов, без пострадавших гражданских лиц при всем желании трудно назвать массовыми беспорядками уровня футбольного погрома Москвы 2002 года или, скажем, лондонского бунта прошлым летом. Если же говорить о пострадавших полицейских или омоновцах, то тут речь должна идти совсем о другой статье — 318-й, «Применение насилия в отношении представителя власти». Часть 1-я этой статьи (насилие, не опасное для жизни или здоровья) предполагает наказание до 5 лет, вдвое меньше, чем за организацию массовых беспорядков. Всякую хулиганскую выходку можно представить массовыми беспорядками. Такая позиция следствия и судов может начать стремительное распространение по России.

Павел Чиков, председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»

«Forbes.Ru» - 29 мая 2012г.




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:



Портреты: Чернышевский Н.Г.

Каторга за крамолу

19 мая состоялась церемония "гражданской казни" Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору, но "казнь" превратилась в демонстрацию любви и преданности революционно настроенной молодежи своему учителю.









Ссылки