Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашии по актированию в тюрьмах :: Октябрь :: 2013 :: Публикации :: Zeki.su
Новости Дела и судьбы РосЛаг Манифесты Портреты Публикации Контакты
Главная / Публикации / 2013 / Октябрь Поиск:
23 Октября 2013

Доклад уполномоченного по правам человека в Чувашии по актированию в тюрьмах

Вопрос так называемого актирования давно стоит, в том числе вина там, считаю, и фсиновская и судебная. То Что Кручнин делает в этой части, он просто молодец. Но как пишет он в своем докладе судьям и фсиновцам пофиг. так что выражение "сгнить в тюрьме" это реальное выражение.

Я всегда считал, что если человек болен, он должен иметь возможность умереть дома. Для не сведующих, могу сразу сказать, что одно из обязательных условий такого освобождение наличие близких лиц, готовых осуществлять уход за больным.

http://gov.cap.ru/info.aspx?gov_id=806&type=news&id=2632646

очень рекомендую прочитать

22 октября 2013 г.

Уполномоченный по правам человека в Чувашской Республике направил в адрес начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике предложения об организации проведения в первом полугодии 2014 года заседания Координационного совета при Управлении Министерства юстиции РФ по ЧР с участием руководителей заинтересованных органов на предмет обсуждения вопросов соблюдения прав и законных интересов тяжелобольных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В настоящее время гуманизация, выступая объективной потребностью развития российского общества и государства, является одним из главных направлений реформы российской уголовно-правовой политики.

Принцип гуманизма находит своё выражение в содер¬жании ряда международно-правовых актов о правах человека, Конституции РФ, а также в нормах Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ. Так, согласно статье 10 Международного пакта о гражданских и политических правах все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В Конституции РФ идеи гуманизма провозглашены как ориентир государства при принятии наиболее важных решений в каждой области деятельности и функционирования.

Одним из значимых средств реализации принципа гуманизма российского уголовного права является институт условно-досрочного освобождения.

Еще в 1910 г. видный российский юрист Фойницкий И.Я. справедливо подчеркивал: "Исполнение приговоров нуждается в известной эластичности, гибкости, лишь бы она была поставлена на твердую почву закона и под контроль суда, а не была делом единоличного административного рассмотрения".

Вопросы освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями, находятся в приоритетном внимании Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике.

Проблема освобождения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, в связи с их болезнью, особенно в последние годы в нашей стране приобретает все более животрепещущий характер.

Как известно, огромный негативный общественный и политический резонанс получили факты скоропостижной смерти в местах заключения под стражу арестованных Магницкого и Трифоновой.

Выводы из данных чрезвычайных событий, по логике, должны стать соответствующим ориентиром для всех ведомств, в той или иной степени связанных с вопросами тюремной медицины и реализации прав человека в данной сфере.

Пенитенциарная медицина является одной из составных частей государственной системы здравоохранения.

Вопросы правового регулирования охраны здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы, достаточно широко представлены в международно-правовых документах. Наиболее важными из них являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Правила ООН, касающиеся защиты лишенных свободы несовершеннолетних.

Международные стандарты по организации медицинского обслуживания осужденных содержат, в том числе, и следующие важнейшие требования:

- больных осужденных, нуждающихся в услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;

- тюремные больницы должны располагать необходимым оборудованием, лекарствами и достаточно квалифицированным персоналом;

- каждого осужденного следует подвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физически или умственно;

- врач должен ежедневно принимать или посещать всех больных или жалующихся на болезнь.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных в уголовно-исполнительной системе России обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В УИС Чувашии эти задачи решает вновь образованная медико-санитарная часть №21 (ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН), напрямую подчиняющаяся ФСИН России (объединившая в себя все медицинские части исправительных учреждений и следственных изоляторов УФСИН, а также региональный филиал окружного Центра гигиены и эпидемиологии ФСИН России и Центр медицинской и социальной реабилитации (для личного состава).

Анализ практики применения в республике условно-досрочного освобождения от наказания в связи с наличием тяжелых заболеваний, входящих в Перечень заболеваний, утвержденных Постановлением РФ от 06.02.2004 №54, проведенный Уполномоченным, свидетельствует о наличии серьезных недостатков в деятельности судебных органов, органов прокуратуры и администрации исправительных учреждений.

По данным УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, в 2012 году медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы Чувашской Республики в соответствии с требованиями статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 №54 освидетельствованы 42 тяжелобольных осужденных.

На основании медицинских заключений учреждениями УФСИН на рассмотрение городских и районных судов Чувашской Республики был представлен 41 материал о досрочном освобождении осужденных по болезни.

Из представленных материалов судами удовлетворены 23 (56%), отказано в освобождении 7 осужденным (17,1%), умерли до вступления решения суда об освобождении в силу – 2 (4,9%). До судебного заседания не дожили 6 (14,7%) тяжелобольных осужденных.

Актуальной проблемой при решении вопросов освобождения тяжелобольных осужденных и снижения смертности осужденных в учреждениях УФСИН являются значительные сроки (до 14 дней, в некоторых случаях – до 1 месяца) с момента регистрации представленных в суд материалов до их рассмотрения на судебном заседании.

Так, например, осужденный Кондратьев И.Е., 1967 года рождения, освидетельствован 01.02.2012 медицинской комиссией Республиканской больницы при ФКУ ИК-4 УФСИН в связи с заболеванием, подпадающим под п.33 Перечня заболеваний, утвержденных Постановлением РФ от 06.02.2004 №54 (далее – Перечень заболеваний). Материалы представлены администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН 03.02.2012 в Калининский районный суд г.Чебоксары, судебное заседание назначено на 27.02.2012, больной умер 25.02.2012. Срок рассмотрения материала составил 24 дня.

Осужденная Баскакова Р.А., 1982 года рождения, освидетельствована 18.05.2012 медицинской комиссией Республиканской туберкулезной больницы при ФКУ ИК-5 УФСИН в соответствии с п.39 Перечня заболеваний. Материалы представлены исправительным учреждением 19.05.2012 в Козловский районный суд, судебное заседание назначено на 01.06.2012, больная умерла 25.05.2012. Срок рассмотрения материала составил 13 дней.

Осужденный Исаков В.А., 1973 года рождения, освидетельствован медицинской комиссией Республиканской больницы при ФКУ ИК-4 УФСИН 01.12.2012 в связи с заболеванием, подпадающим под п.39 Перечня заболеваний. Материалы представлены исправительной колонией в суд 05.12.2012, освобожден решением Калининского районного суда г.Чебоксары 20.12.2012, умер до вступления решения суда в силу 23.12.2012. Срок рассмотрения материала составил 15 дней.

По состоянию на 01 октября 2013 года медицинскими комиссиями по медицинскому освидетельствованию осужденных УФСИН всего освидетельствовано 20 тяжелобольных осужденных (АППГ – 30).

За 9 месяцев текущего года в суды представлены материалы на 17 осужденных, из них:

- освобождены от дальнейшего отбывания наказания 12 осужденных (АППГ - 16);

- отказано в освобождении по болезни 3 осужденным, при этом 2-м осужденным по 2 раза (АППГ – 4);

- умер до вступления постановления суда в законную силу – 1;

- ожидает вступления постановления суда в законную силу – 1.

Не были представлены в суд после освидетельствования материалы на 3-х осужденных (Цивилев Д.Г. - освидетельствован 18.01.2013, умер 22.01.2013; Плотников В.Л. освидетельствован 11.01.2013, умер 27.01.2013; Константинов В.К. - освидетельствован 27.05.2013, умер 27.05.2013).

С гуманной точки зрения, было бы, наверное, правильным, если бы неизлечимо больной осужденный имел возможность провести последние дни на свободе, в лечебном учреждении или дома, в кругу семьи. Думается, что требования закона должны согласовываться и соразмеряться в сознании судьи с человеческим состраданием. Случевский В.Л. писал: "Уголовного судью не без основания сравнивают с врачом, прописывающим больному лекарство, и затем не интересующимся знать результаты действия этого лекарства. Между тем наказание, применяемое судом, само по себе не цель, а только средство в руках правосудия".

Несмотря на принимаемые руководством УФСИН по Чувашской Республике меры, направленные на оптимизацию сроков рассмотрения судами решений о досрочном освобождении осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями, показатели смертности указанной категории лиц по-прежнему остаются высокими, а количество осужденных, освобождаемых от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью, неуклонно сокращается.

Обобщение практики рассмотрения городскими и районными судами Чувашской Республики материалов о досрочном освобождении осужденных по болезни выявляет случаи, когда отказы судов в условно-досрочном освобождении тяжелобольных осужденных обусловлены некомпетентными действиями администраций учреждений УФСИН России по Чувашской Республике, которые выражаются в несвоевременном или неполном предоставлении необходимых данных, свидетельствующих, что текущее заболевание осужденного существенно препятствует дальнейшему отбыванию наказания.

Обеспечению гарантий соблюдения прав и законных интересов осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, повышению эффективности контроля за качеством проведения медицинскими комиссиями освидетельствований таких осужденных должна способствовать надзорная деятельность органов прокуратуры, включающая в себя тщательную проверку материалов, содержащих представление администрации исправительного учреждения об условно-досрочном освобождении осужденного, страдающего тяжелым заболеванием.

В свою очередь, суды при рассмотрении вопроса об освобождении от отбывания наказания по болезни действуют по своему внутреннему убеждению, не учитывыя при этом характер, стадию и степень тяжести заболевания, а также невозможность продолжения дальнейшего лечения отдельных видов заболеваний в условиях исправительных учреждений.

Освобождение осужденных до истечения срока наказания мо¬жет быть обоснованным, если осужденный вследствие состояния своего здоровья не способен адекватно воспринимать воспитательное воз¬действие для своего исправления. Тем более, что в силу тяжелого заболевания осужденный не может быть привлечен к труду или учебе, он не может участвовать в общественной жизни исправительного учреждения, постоянно находится на излечении, нуждается в сложной операции, в длительном уходе и т. д.

Необходимо иметь в виду, что основания для применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц с тяжелыми заболеваниями не зависят напрямую от достижения целей наказания, установленных частью 2 статьи 43 УК РФ.

В этой связи представляется недопустимым применение по аналогии практики рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении на общих основаниях, при котором, в первую очередь, учитываются такие обстоятельства, как характер и степень общественной опасности осужденного для общества, степень его исправления, поведение в период отбывания наказания и т.д.

Принимая во внимание тот факт, что дальнейшее содержание в местах лишения свободы создает непосредственную угрозу жизни тяжелобольного осужденного и может привести к серьезному ухудшению состояния его здоровья или другим тяжелым последствиям (в том числе и к летальном исходу), вопрос об освобождении от отбывания наказания указанных лиц должен разрешаться судами в приоритетном порядке, в максимально короткие сроки.

Необходимо выработать ряд мер, направленных на более широкое использование осужденными возможности досрочно освободиться от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью и продолжить лечение в специализированных медицинских учреждениях.

12 сентября 2013 года мною в адрес соответствующих органов были направлены предложения о проведении межведомственного совещания для обсуждения вопроса соблюдения прав и законных интересов осужденных, страдающих тяжелыми заболеваниями, с последующей выработкой тех или иных подходов к решению проблемы и определению перечня мероприятий по устранению отмеченных недостатков.

Однако Верховный Суд Чувашской Республики в своем ответе от 07.10.2013 ограничился стандартным вариантом продолжения практики обсуждения названной проблемы на узковедомственных совещаниях - с судьями Верховного Суда и председателями районных судов республики.

УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в своем ответе от 24.09.2013 вообще не видит необходимости в проведении в текущем году межведомственного совещания по данной насущной проблеме.

Указанная позиция не соответствует приоритетам и целям Государственной программы РФ «Юстиция», заключающимся в соблюдении прав и основных свобод человека, гуманизации условий содержания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16 и 17 Закона Чувашской Республики от 02.10.2012 №54 «Об Уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике»,

ПРЕДЛАГАЮ:

Вынести данный вопрос на обсуждение Координационного совета при Управлении Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике в первом полугодии 2014 года;

Пригласить на заседание Координационного совета руководителей Верховного Суда ЧР, Прокуратуры ЧР и медико-санитарной части ФКУЗ «Медико-санитарная часть №21 Федеральной службы исполнения наказаний».

Уполномоченный по правам человека

в Чувашской Республике

Ю. Кручинин

Блог Алексея Глухова




Архив публикаций    
Добавить комментарий:
*Имя: 

Почта: 

*Сообщение: 




Последние поступления:


Последние комментарии:


Пеноблоки - продажа: пеноблоки.

Портреты: Владимир Маяковский

11 месяцев малолетки

В начале 1908 г Владимир Маяковский вступает в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда Владимир Маяковский освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний.









Ссылки