Главная / Публикации / 2009 / Февраль
Поиск: 10 Февраля 2009
Зимой и летом хожу с браслетомУвеличение количества заключенных в России заставляет УФСИН искать альтернативы традиционным видам уголовного наказания. Эксперимент, который начался в Воронежской области, может совершить революцию в уголовно-исполнительной системе. Если он удастся, то люди, совершившие нетяжкие преступления, будут «тянуть срок» на свободе, под контролем «электронного надзирателя».
За последние 10 лет количество заключенных в тюрьмах России удвоилось. Это грустно само по себе, да еще и влечет за собой как минимум 2 проблемы — экономическую и социальную:
Содержание преступников — серьезная статья расходов для государства; Среди обитателей тюрем есть много тех, кого, по мнению специалистов, можно не лишать совсем свободы, достаточно взять под жесткий контроль. К тому же людям, осужденным за незначительные преступления, общение с убийцами, насильниками, ворами-рецидивистами не идет на пользу.
Разгрузить переполненные тюрьмы в нашей стране попытаются в рамках совместного проекта «Альтернативы лишению свободы в РФ». В нем участвуют Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН) и представители Евросоюза. В конце января в воронежском управлении ФСИН состоялась пресс-конференция с участием обеих сторон, на которой журналистам рассказали и о самом проекте, и о перспективах альтернативного наказания в России.
Как у них
В большинстве стран ЕС сейчас широко применяются альтернативные наказания с использованием системы электронного слежения. Происходит это так: на ногу преступнику надевают электронный браслет, который отслеживает его перемещения и передает данные на контрольную станцию. Получается такой «надзор на расстоянии». В зависимости от вида браслета сигнал с него передается…
Через телефонную сеть. Такие устройства надевают на тех, кто по решению суда отправляется «под домашний арест» с требованием соблюдать комендантский час. Когда осужденный приходит домой или уходит из дома, информация передается на центральный пульт.
Через сеть сотовой связи. Аналог первого вида.
Через спутник. Браслет круглосуточно отслеживает все перемещения осужденного. Для преступника устанавливается более широкая «запретная зона», что позволяет ему, отбывая наказание, одновременно работать, получать образование, участвовать в общественной жизни.
В любом случае, если осужденный попытается выйти за «периметр» или снять браслет, на контрольную станцию отправится сигнал и за ним отправят наряд.
А как у нас
В современном российском законодательстве пока нет ни оборудования для слежения, ни законов, по которым преступнику можно назначить альтернативное наказание. Поэтому ФСИН РФ предложила правительству провести эксперимент и, в случае успеха, подготовить соответствующие законы. Эксперимент проводят в Воронежской области, оборудование для него купили на грант ЕС (500 000 евро). Подводить итоги исследования будет Воронежский институт ФСИН. Если правительство останется довольно результатами, наш вуз начнет готовить специалистов по работе с системами слежения.
Анатолий Ермаков, советник отдела УИТОВ ФСИН РФ: Главная цель эксперимента — определить эффективность применения системы электронного мониторинга в условиях уголовно-исполнительной системы России. Необходимо выявить возможные недостатки и сформулировать наши пожелания в изменении тактико-технических характеристик этих систем.
Кристоф Шток, руководитель отдела правовых реформ и институциональной поддержки представительства EC в России: Участие Евросоюза в этом проекте двухстороннее: поставка оборудования и обучение российских специалистов работе с ним. Чтобы проект был успешным, мы действуем в тесной связи с представителями УФСИН РФ.
Джон Хардинг, руководитель проекта «Альтернативы лишению свободы в РФ»: Люди, совершающие тяжкие преступления, безусловно, должны быть отправлены в тюрьму. Но есть тысячи заключенных, которым не обязательно там находиться. Я думаю, что и политики, и судьи, и прокуратура хотели бы сократить количество заключенных. Электронный мониторинг за преступниками внутри общества — то, что нужно. Если мы увидим положительный результат, а технические характеристики оборудования удовлетворят наших российских коллег, мы можем надеяться на дальнейшее развитие этого проекта.
Хранители «колец»
Пробную партию из 218 электронных браслетов протестируют на территории колонии-поселения №10 на добровольцах. Выбирали из тех, кто совершил мелкие преступления (большинство участников эксперимента осуждены за кражи), но зарекомендовал себя положительно и желает исправиться. Возможности браслетов, работающих с системой GPS, были продемонстрированы на пресс-конференции. На большом экране транслировали карту Воронежа со схемой передвижения «преступника» с браслетом на ноге. Показывали, как надевается и снимается браслет, рассказывали, что будет, если осужденный решит его снять. Сделать это не сложно, но шанс на побег мал — прибор тут же передаст сигнал, и нарушителя задержат.
Безусловно, браслет не гарантирует того, что его хозяин не совершит новое преступление, но является серьезным сдерживающим фактором: система электронного слежения позволит выяснить, где находился подозреваемый во время того или иного происшествия в городе.
3 аргумента + 1 вопрос
Более чем в 50% случаев правонарушений, за которые сейчас в России лишают свободы, в странах ЕС применяют альтернативные меры наказания.
По учету уголовно-исполнительных инспекций России ежегодно проходит свыше 1 млн осужденных. 130-140 тысячам из них можно заменить тюремное заключение ограничением свободы с использованием электронного контроля (по оценке ФСИН). Минимум 50 000 заключенных в России могут получить возможность отбывать наказание вне тюрем уже в ближайшие годы (по мнению Джона Хардинга).
Несмотря на то, что спутниковый мониторинг — удовольствие недешевое, содержание преступника в тюрьме обходится еще дороже (насколько точно, во ФСИН пока не подсчитали).
Аргументы, конечно, убедительные. Да и гуманизация системы наказаний, безусловно, сыграет свою роль в налаживании более теплых отношений с ЕС и формировании позитивного имиджа нашей страны в глазах европейцев. Вопрос в другом: понравится ли вам, что среди вас будут жить (а в перспективе именно это и предполагается) и работать пусть «неопасные» и «окольцованные», но все-таки преступники? Что скажете?
Александр Орехов, "Лучший Город" - 07.02.2009 Архив публикаций Добавить комментарий:
|
Последние поступления:
Последние комментарии:
Портреты:
Ирина Каховская
20 лет каторги за участие в боевой дружине, а в дальнейшем германским военным-полевым судом приговорена к смертной казни.
Дела:
Дело Айгуль Махмутовой
5,5 лет за правду о чиновниках 24-летняя журналистка и главный редактор газеты "Судьба Кузьминок" осуждена за публикацию о причастности местных чиновников к незаконной уплотнительной застройке.
Судьбы:
Александр Долматов 17 января 2013 года покончил с собой в депоратиционной тюрьме Роттердама, королевство Нидерланды. Александр покинул страну летом 2012г., когда понял, что его попытаются сделать обвиняемым по делу о массовых беспорядках на Болотной площади в Москве
Рослаг:
ФКУ ИК-7 Карелия
Некоторые заключенные от безысходности глотают шприцы и различные острые металлические предметы, подписывая себе смертный приговор.
|
|